Skip to main content

К вопросу о завершении поста по времени Мекки

Автор: Ринат Баткаев| 29 июля 2012| Статьи

Поводом для написания данной статьи послужил вопрос одного из прихожан, который спросил: «Я работаю водителем маршрутного такси, за рулем весь день нахожусь. Держу пост, но к концу рабочего дня сил совсем нет. Что мне делать?».

В ответ я ему запретил пост держать, мотивировав это тем, что он людей возит и отвечает за их безопасность. Человек сильно расстроился. А при следующей встречи этот прихожанин сказал, что на сайте Шамиля Аляутдинова (umma.ru) он прочитал статью по теме соблюдения поста в период длинных дней. Шамиль хазрат, основываясь на мнении египетских богословов современности, разрешает завершать пост по времени Мекки. То есть, если человек в силу тех или иных обстоятельств не способен держать пост полный световой день, то ему разрешается завершить его, ориентируясь на время разговения в Мекке. Тем самым человек получает и использует каноническое послабление в соблюдении поста.

- "В месяц Рамазан я нахожусь в Норвегии. Судя по расписанию намаза, время между Фаджром и Магрибом составляет примерно 19 часов. Я молод, и, дай Бог, смогу держать пост по местному времени. Но я не уверен, отразится ли это на моем здоровье. Можно ли мне держать пост по времени Мекки? Мухтар".

- "Напомню, что пост в месяц Рамадан является обязательным столпом религиозной практики в Исламе /1/. В то же время в Коране не раз говорится о том, что «Аллах (Бог, Гос-подь) желает вам (люди) облегчения и не желает вам трудностей» /2/ и, например, «Все-вышний не сделал для вас затруднений (стесненности, не создал критического положения) в религии» /3/, а также «Не возлагает Аллах (Бог, Господь) на душу [на человека] то, что больше ее [его] сил (возможностей)» /4/. Это же подчеркивается в достоверных хадисах /5/. То есть, как говорят исламские ученые, «мусульманские канонические предписания не ставят целью подвергать верующего мукам, приносить ему затруднения, угнетать» /6/. К тому же жизнь человека и его здоровье первостепенны в Исламе. Подвергать их очевидной опасности недопустимо. В Коране сказано: «Не бросайте себя своими же руками (по собственной воле) в опасность (на погибель)!»/7/. «Не убивайте самих себя! Воистину, Аллах (Бог, Господь) необычайно Милостив к вам» /8/

А потому ученые заключают: «Если человек испытывает невыносимое чувство голода или жажды во время поста и есть серьезные опасения относительно его здоровья, тогда он обязан прекратить пост и восполнить его в последующие после месяца Рамадан дни. В случае очевидного вреда для здоровья или опасности для жизни верующий обязан прервать пост» /9/. Что касается разговения по мекканскому времени, то, например, известный египетский ученый ‘Али Джум‘а, отвечая на вопрос о том, как поститься в тех странах, где дни длиннее обычного и иногда длятся по 19 часов, отвечает: «Учитывая то, что в отдельных государствах дни бывают длинными, далеко выходящими за границы средней продолжительности дня (12 часов), например достигая 19-ти часов, что ведет к серьезному обременению мусульман в вопросе соблюдения поста (создает им невыносимые трудности), мы /10/ считаем, что местные общины (имамы, муфтии этих регионов) должны определять для себя усредненное время продолжительности дня, используя (1) расписание поста ближайших местностей, где умеренная продолжительность дня (более разумная) /11/, либо (2) ориентируясь по мекканскому или мединскому расписанию, то есть по времени тех местностей, где формировалось мусульманское законодательство (низво-дилось Священное Писание). (Итак, если человеку на самом деле физически трудно, а это станет очевидным примерно на третий день поста) /12/, тогда он может разговляться, например, по мекканскому времени. То есть утренний прием пищи (сухур) — по местному расписанию (когда дни длинные, но имеется четкое разделение день-ночь) /13/, а вот ве-черний прием (ифтар) — по мекканскому времени» /14/." http://auth.umma.ru/post/10266-7-post-po-mekkanskomu-vremeni

Я не знаю, какое решение в итоге принял тот мусульманин, но каким бы оно не было, пусть оно приведет его в Рай.

***

Но тема для размышления есть.

Совершенно понятно, что метод завершения поста в условиях длинного светового дня по времени Мекки является вынужденным. Но возникает один единственный вопрос: как такой пост вписывается в положение о «Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи» (2:187) и можно ли такой пост вообще считать постом, поскольку фактически является не завершенным, а прерванным?!

Скорее всего, многие из мусульман даже не будут задаваться таким вопросом - они просто поступят так, как скажет им их имам. Они скажут: «Раз имам разрешил, значит можно!» Может я, конечно, чего-то не понимаю, но мне кажется, что пост, завершенный раньше положенного времени постом считаться не может, так как такое (аварийное) завершение поста прямо нарушает положения указанного аята.

Конечно, не все обязаны быть богословами, но думать и размышлять обязаны все, без исключения. И в этом контексте совершенно непонятно, почему уважаемый Шамиль хазрат привел фетву египетского ученого, но при этом никак не прокомментировал ее в свете вышеприведенного аята Корана.   

И второй вопрос, о каноническом послаблении в вопросе поста? Коран ничего нам не говорит о том, что пост можно завершать раньше положенного времени. Наоборот, текст аята прямо указывает на временные промежутки, в которые надо начинать и завершать пост. А послаблением является «состояние путника или болезнь». И все, никаких других причин для отказа от соблюдения поста текст Корана нам не дает.   

***

Для понимания остроты проблемы приведу расписание поста для Обнинска и Мекки.

01.08.2012

Имсак

Фаджр

Шурук

Магриб

Продолжительность поста, ч

Обнинск

3:59

4:29

5:41

21:38

17:39

Мекка

4:01

4:31

5:53

19:01

12:58

Максимальная и минимальная продолжительность поста по году:

Длительность поста, часы

Обнинск

Мекка

Минимальная

8:51

12:36

Максимальная

19:07

13:39

Разница между min и max значениями

10:16

1:0

Из данных таблицы следует, что временные условия соблюдения поста в Обнинске и Мекке весьма различны. 1 августа пост в Обнинске будет длиться 17:39, а в Мекке 12:58. Самый длительный пост в течение года в Обнинске будет длиться 19:07, что на десять часов больше минимальной продолжительности поста, а самый длительный пост в Мекке будет длиться 13:39, что больше минимального всего лишь на один час.

Несопоставимость условий более чем очевидна. Но при этом есть четкое указание на время поста: «Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи» (2:187). Что из этого следует? А следует то, что для соблюдения поста не важно, где живет человек - в Мекке или Обнинске. Если есть условия, необходимые для соблюдения поста, то его надо соблюдать.

Но при этом есть вопрос, как быть, если по формальным признакам ты «не путник и не больной», а значит нет причины не соблюдать пост, но по факту 17 часовой пост выдержать не можешь.

***

И вот поиск ответа на этот вопрос привел меня к работе татарского богослова Мусы Джаруллаха Бигиева «Пост в длинные дни». Муса Бигиев пишет (выделение мое):

«Мы, мусульмане, благодарны: благодатью ислама мы были спасены от рабства в плену гнева богов, свет Священного Корана вывел нас из тьмы заточения во мраке предрассуд-ов. Исламский пост – это не признак рабства духа, это проявление главенства и власти человека над его желаниями, это главенство человеческой воли над всеми другими силами. Исламский пост не является формой оплакивания унижения и бедствий, обрушившихся на головы предков, или утерянной силы и могущества, как это происходит в иудейском посте. Это победа духа над желаниями, устремлениями, похотью и т.п.

Исламский пост не предназначен для угнетения жизненной силы, для ослабления здоровья и организма. Он служит укреплению воли человека, приучает человека господствовать над его желаниями. Какими бы сильными ни были фантазии и желания человека, только способность управлять ими делает человека настоящим человеком. Это и есть основа доброго нрава и самой чести быть человеком. А победа над угнетенными желаниями и сломленными инстинктами – это не победа, а поражение. Это трусость, совершенно несовместимая с исламом.

Теперь же представлю на суд читателей одну гипотетическую проблему: предположим, что на самом полюсе или в приполярных областях живут мусульмане. Как мы уже говорили, в таких краях день длится от трех–четырех месяцев до семи–восьми месяцев. Будет ли пост обязательным в этих краях именно в месяц Рамадан и будет ли обязателен пост вообще? Эта гипотетическая проблема наряду с двумя другими проблемами описана в книгах «Ма`рифат-намэ» («Книга Познания») и «Джахон-намэ» («Книга Мироздания») в качестве «трех проблем, на которые не имеется ответа».

Проблема относительно поста на полюсах и прилегающих к ним областях является очень важной. Но она не настолько сложна, что не может иметь своего решения. Согласно однозначному наставлению Священного Корана, пост в таких регионах никогда не является обязательным, ибо он установлен в качестве такового только на определенное количество дней, то есть там, где дни и ночи по своей долготе сопоставимы друг с другом. Но в силу географии на полюсах, где год состоит из одного дня и одной ночи или в холодных областях приполярья, где дни и ночи длятся на протяжении недель и месяцев, привычный пост, из-за своей ограниченности по времени в днях, конечно же, исключен из жизни обитающих там людей. Ведь человек не может оставаться без пищи и питья на протяжении очень долгого времени. Всего два–три дня голодания, и вот — человек слаб, он уже на пределе своих сил. Потому-то Священный Коран божественно точными формулировками исключил таких людей из круга постящихся.

По моему мнению, айат об «ограниченных днях» в весьма очевидной форме выражает эту истину. А айат «И ешьте и пейте, пока не станут различимы белая нить и черная на заре и затем завершайте пост до вечера», полностью устраняет все возможные сомнения. Ибо может ли идти речь о белой нити, черной нити, рассвете, ночи и разговении-ифтар там, где дни длятся неделями и месяцами? Вне всякого сомнения, это повеление относится специально к тем регионам, где смена дня и ночи происходит в обычном порядке.

Шариат, ради облегчения жизни ограничивающий количество обычных дней поста, конечно же, ни под каким видом не наложит на человека голодание и жажду, которые он был бы не в силах перенести. Столь сильный голод и жажда для человека не будут ни поклонением, ни средством воспитания. Для него, осведомленного о подлинном духе ислама, такая истина, конечно, является очевидной и неоспоримой.

Эта мысль абсолютно соответствует строю и смыслу Священного Корана. Полагаю, что она достойна большего развития и не должна остаться лишь догадкой или предположением, поскольку метод предположения не является способом движения, верность которого могла бы быть подтверждена аргументами Священного Корана и Сунны Пророка. Кроме этого, метод предположения, в силу отсутствия в нем последовательного порядка, никоим образом не может быть приемлемым с точки зрения Шариата.

Каждое обязательство является таковым, т.е. обязательством, когда существует такое условие, как способность выполнить его. Но подразумеваемая шариатом способность обусловлена не только физическими возможностями человека, но и мерами по предотвращению возможного вреда.

Шариатское понятие дееспособности включает два аспекта: 1) здоровье человека и его членов, его нормальное физическое самочувствие; 2) отсутствие вероятности нанесения вреда и ущерба вследствие совершения того или иного действия. Если какое-либо деяние, которое человек способен выполнить собственными силами, способно нанести ему вред, то в этом случае дееспособность, по шариату, отсутствует. Хадж, способный повредить здоровью человека или его благосостоянию, кыям, способный повредить самочувствию, или пост, который, обычно отрывает человека от труда и обычных дел, – ни одно из этих действий не содержит шариатского понимания дееспособности.»

***

Что следует из логики рассуждений Мусы Бигиева?

А следует то, что если человек не может выполнить то или иное обязательство (возложенное на него Богом) в силу тех или иных объективных причин (вопрос совести человека), то это обязательство для него не является обязательным к исполнению.

Поэтому, водитель маршрутного такси (который собирается соблюдать пост, но при этом понимает, что ему это будет сделать очень тяжело) не является дееспособным, а значит и пост для него не является обязательным. Тем самым Бог страхует человека от пагубных последствий чрезмерности, и не важно, в чем она, чрезмерность, проявляется. И действительно, кому будет хорошо, если утомленный соблюдением 17 часового поста водитель маршрутного такси заснет за рулем и совершит аварию?

И если ход моих мыслей верный, то выводы следующие:

  1. Не можешь держать пост – не держи, тем более, что Всевышний дал выход из этого положения в виде переноса поста на другие дни или кормления бедняка.
  2. Нет никакой необходимости в решении проблемы «поста в длинные дни» через завершение поста по времени Мекки.
  3. Нет проблемы, как вписать алгоритм завершение поста по времени Мекки во временные условия соблюдения поста, обозначенные текстом Корана.

***

И еще один вопрос, который давно не дает мне покоя.

Если Аллах сказал, что у поста есть альтернатива в виде «кормления бедняка», то не нарушает ли права бедняков тот, кто соблюдает пост в условиях, когда пост не является обязательным в силу невозможности выполнения условия «ешьте и пейте, пока не станут различимы белая нить и черная на заре и затем завершайте пост до вечера». Ведь если человек держит пост, то это значит, что он не обязан давать фидия (выкуп) в виде «кормления бедняка» за каждый пропущенный день поста. Не так ли?!

Мы постоянно говорим о том, что ислам – это религия (образ жизни) социального служения и что в центре этого служения стоит неимущий человек, и что вся социальная доктрина ислама направлена на искоренение бедности и нищеты. Так может быть, правильным является отдать бедному человеку сумму в размере своих месячных затрат на питание, а не держать целый месяц пост в условиях когда световой день длится 17 - 24 часа, и при этом, если нет возможности и сил соблюдать такой пост, то искать выход в виде «разговения по времени Мекки»?

Ни в коем случае не призываю не держать пост в условиях высоких широт, но  призываю задуматься над вопросом: что лучше перед Господом - поститься, то есть войти в положение бедняка и разделить с ним (хотя бы на месяц) лишения и тяготы недоедания, или не поститься, но вывести бедняка из его скорбного положение и дать ему возможность (хотя бы на месяц) забыть о нищете?!

И в заключении. Пост  – это не цель, пост - это средство. Но об этом в другой раз, если Всевышний пожелает.

29 июля 2012 года

Ринат Баткаев

Ссылки:

Поделитесь публикацией в социальной сети или пришлите ссылку другу:
Время намазов
Малоярославец (29 март 2024)
Фаджр 04:41
Восход 06:11
Дзухр 12:39
Аср 16:31
Магриб 19:07
Иша 20:37
Намазы в этом месяце
Садака
QR код. Дать садака
Отсканируйте в приложении банка Сбербанк или Тинькофф
Баннеры: (кликабельны)