Skip to main content

Нам не нужен "катакомбный" ислам

Автор: Ринат Баткаев| 26 августа 2012| Статьи

Неделю назад, 17 августа 2012 года Прокуратура Малоярославецкого района вынесла мне предостережение о недопустимости нарушения закона о митингах, запретив тем самым проведение богослужения Ураза Байрам в арендованном для этих целей помещении.

За прошедшую неделю я получил много откликов от самых разных людей. О ней, о реакции общества, и хочется поговорить. И не только о ней. И конечно, всем большое спасибо, за поддержку, за критику.

Оценки и отклики были самые разные, от самых разных людей. Вот лишь некоторые из них.

  • Имам молодец, не стал молчать о нарушении прав верующих. Прокуратура и администрация города однозначно не правы. Да наставит их Аллах на прямой путь.
  • Имам правильно сделал, что не стал молчать о нарушении прав верующих. Прокуратура и администрация города ненавидят мусульман. Да покарает Аллах нечестивых правителей.
  • Александр Михтиев, юрист МИУ: «Органы прокуратуры, которые в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре» обязаны осуществлять надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, чиня препятствия религиозным организациям и гражданам осуществлять гарантированное Конституцией право на свободу вероисповедания действуют вопреки логике российской нормативно-правовой базы в части свободы вероисповедания и шире – Конституции Российской Федерации»
  • Запись в Фейсбук: «Ну вот что за дураки то такие? И это летом, когда тепло, когда можно в любом месте сделать навес или большой шатер и провести все тихо и мирно?! Иногда думаешь, то ли имам не расторопный, то ли власти не соображают, то ли лыжи не едут...? Прямо нынче три беды в России: дураки, дороги и мусульмане, астагфируллах!!»
  • Комментарий от неизвестного юриста: «Ситуация в Малоярославце вызывает сожаление, однако необходимо корректировать свои действия в согласии с органами местной власти, а не с хозяйствующими субъектами. Противостояние не допустимо. Действия органов власти с юридической точки зрения правильные».
  • Комментарий в интернете, от мусульманина: «Имам общины сам виноват. Ему не надо было идти к властям. Надо было молиться где-нибудь в поле, подальше от глаз администрации и местных жителей. А так сам себе проблемы создал».
  • Информационный портал города Малоярославца «Шанс»: «Ситуация, безусловно, спорная и неоднозначная. Одно дело хотеть или не хотеть, чтобы мусульмане собирались вместе и молились, большинство в Малоярославце относятся к этому негативно, другое дело, когда к этому подключается Закон. Так можно и Крестный ход запретить. А недавно к нам прибывала Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Калужская» и состоялся торжественный крестный ход от Кургана Славы до Никольского Собора Черноостровского Монастыря. Мне кажется, что с мусульманской святыней такого было бы не возможно».

Как видно из комментариев, единого мнения нет. Его, единого мнения, нет даже среди мусульман. Комментарии, призывающие проклятия на головы правителей, выносим за рамки разговора, так как это – не наш метод. Проклинать людей нельзя, Аллах сам разберется, кто прав, кто виноват.

Я не юрист, а имам, и мое дело Слово Аллаха людям нести, а не давать оценки действиям прокуратуры и администрации города. Поэтому тему оценки произошедшего пока закрываем, ждем ответа губернатора и прокурора области. Мнение Дамира Мухетдинова, члена Общественной Палаты РФ, опубликовано на сайте ОПРФ.

Мне же, как гражданину России, мусульманину и имаму общины, гораздо больший интерес представляет вот эта точка зрения: «Имам общины сам виноват. Ему не надо было идти к властям. Надо было молиться где-нибудь в поле, подальше от глаз администрации и местных жителей. И всем было бы хорошо. А так сам себе проблемы создал».

Вот этот комментарий, на мой взгляд, требуют тщательного осмысления.

***

Итак, точка зрения: "Провести намаз в поле, но не обращаться за помощью к властям".

О чем говорит этот человек, безусловно, из добрых побуждений? Он считает, что мусульмане не должны идти на контакт с органами власти, чтобы лишний раз «не мозолить им глаза», и предлагает идти по пути наименьшего сопротивления. Тем самым снижая градус напряжения или, что вернее, просто не поднимая его: «Ну молитесь вы там (в частном доме, на кладбище, в поле, в подвале, на чердаке) своему Аллаху и молитесь. Если закон не нарушаете, если соседи не жалуются, то мы вас не замечаем, закрываем на вас глаза».

С одной стороны мысль простая и логичная: свести к минимуму контакты с органами власти, лишний раз их не беспокоить и потихоньку проводить обряды и богослужения. Это вариант, как выразился Александр Исаченко, журналист из Малоярославца, «катакомбного ислама». Да, этот вариант уместен, но только до определенного предела, после которого потенциальный вред начинает перевешивать текущую выгоду. И я, как имам общины, не могу cогласиться на этот вариант, так как понимаю, что решение сиюминутной задачи может обернуться большими неприятностями в дальнейшем.

И очень жаль, что этого понимания нет у органов местного самоуправления, которые предпочитают дистанцироваться от проблем мусульманской общины, которые вольно или невольно, но исключают (выводят) общину из поля своего зрения, которые предпочитают «катакомбный» ислам цивилизованному.

В интервью порталу мусульманских общин Umma40.ru от 27.02.2012 года «На пути становления мусульманской общины» я сказал: «И еще очень важно, чтобы органы власти не пускали процесс развития мусульманской общины города на самотек, не устранялись от решения наших проблем, не перекладывали свои текущие обязанности на плечи следующей команды, но были модераторами этого процесса, были его активными участниками. Вели процесс, руководили им, остужали горячие головы, ставили провокаторов на место, помогали находить компромиссы в сложных ситуациях. Потому что дело это - общее. И решать его нужно только сообща».

К сожалению, органы местного самоуправления не прислушались и вместо того, чтобы если не помочь, то хотя бы не мешать работе общины, прямо вмешались в ее деятельность, запретив проводить праздничное богослужение. Вместо того, чтобы быть модераторами процесса интеграции мусульман в общественную жизнь, помогать решению проблем общины, власти встали на позицию собаки на сене: «и сам не ам и другим не дам».

Неужели во всем городе нет участка в 500 м2, на котором можно было бы провести богослужение? Хорошо, спортзал не дали. А стадион? А парк Дубки? А Маклинское поле? А поле, на котором проходит ежегодный мото-фестиваль?

***

В исламе нет деления жизни человека на «религиозную» и «светскую» составляющие, так как ислам – это даже не религия, это образ жизни человека, это система воспитания человека в традициях добра, справедливости, милосердия и сострадания ко всем людям, вне зависимости от их расовой, национальной или религиозной принадлежности.

И органы местного самоуправления обязаны понимать, что препятствуя работе общины, они препятствуют решению задач по воспитанию мусульман, по совершенствованию их морально-нравственного облика, по воспитанию патриотизма и социальной ответственности, как в гражданах нашей страны, так и ее гостях, препятствуют профилактике идей радикализма и экстремизма среди мусульман.

В принципе, органы местного самоуправления можно понять, у них и других хлопот много. Но ведь и мы, мусульмане, для них не чужие, раз живем в этом городе.

И до какого-то момента мы, община, прекрасно (по милости Всевышнего) справлялись своими силами, не обращаясь к властям за помощью. С момента начала  деятельности в июле 2009 года прошедший Ураза Байрам стал четвертым праздником, проведенным общиной. И если на Ураза Байрам в 2009 году пришло около 300 мусульман, то в 2010 - около 500, в 2011 – 700, а в 2012, с учетом выходного дня, ожидалось не менее 1000 верующих.

Провести праздник с участием 500 человек, это не то же самое, что с 1000. Безопасность молящихся, безопасность местных жителей, пешеходов, транспорта. Как тут можно обойтись без помощи органов власти? Поэтому и пошел за помощью, заранее, за шесть недель до праздника, первый раз за три года.

***

В итоге, по милости Всевышнего, праздник мы провели, в частном секторе, в доме одного из наших прихожан, пришло около 900 мусульман. Малоярославец: празднование Ураза Байрам 2012.

Меня, как имама-хатыба, проповедника, радует, что на праздники собирается такое количество верующих, потому что появляется возможность донести Слово Аллаха до большого количества мусульман. Появляется возможность сказать большому количеству мусульман, что соблюдение светских законов является такой же обязанностью верующего, как и соблюдение законов религиозных. Появляется возможность призвать верующих к законопослушности, к терпимости, к мудрости, к уважению традиций и обычаев других людей, какой бы национальности или вероисповедания они не были. Разве это плохо? Разве это не на пользу нашему городу?

С каждым годом количество верующих на праздниках будет только увеличиваться. Как за счет местных жителей, так и за счет гостей из сопредельных государств, принимая во внимание процессы экономической и социальной интеграции, происходящие на Евразийском пространстве. Можно радоваться, можно огорчаться такому положению вещей, но факт остается фактом, религиозные праздники мусульман – это новая реальность, с которой надо считаться, с которой надо работать и которую ни в коем случае нельзя игнорировать.

***

Что касается мигрантов. Иногда, посещая тот или иной кабинет того или иного местного начальника и рассказывая об общине приходится слышать: «Вас, местных мусульман, в общине 100 человек. Вот и молитесь у себя дома. Против вас мы ничего не имеем, но вы же и мигрантов собираете. И это нас очень сильно беспокоит». А дальше следует негатив, в той или иной степени выраженности: «И в этом мигранты виноваты, и в том, и вообще – одни проблемы от них. И тут еще вы, со своей мечетью».

И начинаешь в десятый раз объяснять, что наличие религиозной организации – благо для города, потому что община не только богослужения проводит, но и с трудовыми мигрантами работает, учит их законопослушности, призывает к добропорядочности - Малоярославец: соблюдение законов - обязанность мусульманина. Десятки трудовых мигрантов посещают Пятничные молитвы, сотни – праздничные. Кто еще в городе и районе с мигрантами в таком объеме работает? Никто. Вот и помогите нам, чем можете.

Что лучше для властей города и района? Если мусульмане будут скрытно проводить свои богослужения в разных местах, слушая незнакомых для власти имамов? Или если они будут собираться легально, в одном месте, в официальной мечети и слушать знакомого для власти и местных жителей имама?

И потом, какой из этих двух вариантов ближе курсу, который проводит президент России Владимир Путин, который сказал на прошедшем 24 августа 2012 года в Саранске первом заседании Совета по межнациональным отношениям: «Хочу подчеркнуть, что поддержание межнациональной гармонии, оперативное и грамотное урегулирование потенциально конфликтных ситуаций, содействие диалогу между представителями различных общин, пропаганда толерантности должны стать приоритетными в работе всех уровней власти и в огромной степени – муниципальных. Именно на местном уровне, в конкретных городах, деревнях, посёлках возникает абсолютное большинство потенциально конфликтных ситуаций и проблем. И именно здесь их можно и нужно эффективно решать, а ещё лучше – своевременно адекватно реагировать на них, предотвращать их».

Органы власти, конечно, могут закрыть глаза и сделать вид, что этой проблемы нет, но данные УФМС по Калужской области свидетельствуют об обратном (поставлено на миграционный учет в 2011 году граждан): Узбекистана - 43 719 человек, Таджикистана - 30 026, Казахстана - 5 291, Кыргызстана - 3 842, Азербайджана - 3 790.

***

В этом году на Ураза Байрам собралось порядка 900 человек, чуть меньше, чем ожидалось. А почему? А потому что часть прихожан решила в этот раз к нам не ехать, а провела праздник самостоятельно, у себя дома, в Обнинске - Обнинск: празднование Ураза Байрам 2012. О чем это говорит? О том, что происходит естественный для мусульман процесс самоорганизации.

Мусульмане не могут существовать вне общины, именно поэтому первое, что ищет мусульманин, попав на новое место жительства, - это место совершения коллективной молитвы, то есть мечеть. Именно поэтому каждую пятницу мусульмане устремляются в мечети и молельные дома на Пятничное богослужение, даже если в качестве мечети выступает частный дом, бытовка на стройплощадке или вагончик на рынке. Именно поэтому два раза в год ранним утром, невзирая на погоду и условия, мусульмане собираются на Праздничные молитвы: в гаражах, в спортзалах, на кладбищах, в оврагах и если повезет, то в мечетях.

Этому процессу невозможно противостоять, более того, ему противостоять опасно. Любое противодействие соблюдению верующими религиозных норм и обрядов неминуемо ведет к их озлоблению, к потере доверия к органам власти и открывает путь к радикализации мусульман.

Да, можно делать вид, что ничего не происходит, можно закрывать глаза на проблемы мусульманской общины, можно делать вид, что никто ничего не знает. Но кому будет лучше от этого?

Порой до смешного доходит. Один из чиновников Малоярославца сказал как-то на встрече с активом общины: «Как только мы дадим вам разрешение на строительство мечети, то в город сразу же хлынут потоки мигрантов, как внутренних, так и внешних». На что я ответил: "В 2005 году вы не дали татарской общине строить мечеть, мотивировав это теми же словами. И что в итоге? Прошло семь лет, мечети нет, а мигрантов на улицах города стало в разы больше. Кто в этом виноват?"

Не лучше ли вам, органам местного самоуправления, смириться с этой новой реальностью и начать конструктивный диалог с мусульманской общиной города? Не пора ли вам взять на себя ответственность за происходящее и направить процесс самоопределения мусульман в цивилизованное русло, или вы все-таки являетесь сторонниками «катакомбного» ислама?

***

Искренне надеюсь, что новые власти Малоярославца будут проводить более взвешенную и мудрую политику в отношении мусульманской общины. Надеюсь, что органы местного самоуправления не будут дистанцироваться от проблем мусульман, не будут мешать работе общины, но напротив, всеми доступными средствами будут содействовать ее деятельности, претворяя в жизнь слова президента России Владимира Путина, который сказал: «Хочу подчеркнуть, что поддержание межнациональной гармонии, оперативное и грамотное урегулирование потенциально конфликтных ситуаций, содействие диалогу между представителями различных общин, пропаганда толерантности должны стать приоритетными в работе всех уровней власти и в огромной степени – муниципальных".

Просим Аллаха о помощи и покровительстве в благих делах.

Ринат Баткаев

Поделитесь публикацией в социальной сети или пришлите ссылку другу:
Время намазов
Малоярославец (29 март 2024)
Фаджр 04:41
Восход 06:11
Дзухр 12:39
Аср 16:31
Магриб 19:07
Иша 20:37
Намазы в этом месяце
Садака
QR код. Дать садака
Отсканируйте в приложении банка Сбербанк или Тинькофф
Баннеры: (кликабельны)