Марафон под ритм Шахады
Если бы мне кто год назад сказал, что смогу пробежать беговой марафон, я бы, конечно, очень сильно удивился. Но, как говорит поговорка, терпение и труд все перетрут. А если еще принять во внимание фактор веры и упования на Божий промысел, то понимаешь, что невозможное возможно.
Осенью прошлого года я вернулся в спорт. Вернулся, потому что с 12 до 20 лет занимался лыжными гонками. Чемпионом не стал, но базис, как сейчас выясняется, заложил. Вернулся в виде интеграции в обычный жизненный ритм трех-четырех циклических тренировок в неделю: велосипед, бег, лыжи. Сообразно времени года, разумеется. Итого три-пять часов тренировок в неделю: вечером, после работы и выходной день. Благо и стадион и лыжная база в шаговой доступности.
Втянулся, руки-ноги вспомнили работу под нагрузкой. В марте решился на первый серьезный старт – лыжный марафон 50 км. Справился, 3:09 получилось. В июле осилил 85 км из Москвы до Малоярославца на велосипеде (MTB) за 3:50. В августе пробежал полумарафон Осенний Гром за 1:52.
В итоге к первому беговому марафону набрал (за предшествующий год) около 2000 км циклической нагрузки: 1000 велосипед, 600 лыжи и 400 бег.
И вот, наконец, марафон, 42 км 195 метров. Как не крути, а Эверест, на который надо взойти, а потом еще спуститься (о спуске чуть ниже напишу, пока о подъеме речь). Это как у альпинистов, первое восхождение – оно всегда особое. Потом еще будет много вершин, но вот эта – первая, самая сложная, потому что опыта восхождения нет. Именно поэтому основной вопрос перед стартом: «Как разложиться по дистанции, чтобы дойти до финиша?»
Зачем тебе это нужно? Такой вопрос задавали практически все, кто был в курсе. Зачем себя мучить, 42 км бегом – это около 60 000 шагов, по асфальту?! Это же опасно! А если сердце не выдержит?! И так далее. Все опасения, конечно, обоснованы. Если смотреть на вопрос мотивации с точки зрения человека, далекого не то, что от спорта, а даже от ЗОЖ, то, конечно, марафон – это удел «сумасшедших» людей.
Но если подойти к делу обстоятельно, то все встает на свои места. Регулярные тренировки, от простого к сложному, правильное питание, правильная обувь, следование только своему темпу бега. Лимит времени – ШЕСТЬ часов, 42 км можно пешком пройти со скоростью 7 км/час. Плюс атмосфера праздника: тысячи людей, объединенных одной общей идеей здорового образа жизни. Счастливые лица. От 16 до 75 лет.
Ради тебя перекрывают весь центр Москвы. Замечательная экскурсия может выйти. Болельщики, стоящие на протяжении всей дистанции и скандирующие тебе, еле идущему шагом: «Ты чемпион!» Проблема 35 км, на котором бегунов просто-напросто выключает и они не могут даже шагом идти, потому что в организме закончилось топливо, физически закончилось. И остается только один ресурс – морально-волевой. И, наконец, вершина - финиш на Большой спортивной арене Лужников. Огромный стадион и ты, бегущий по нему последние 300 метров дистанции.
Разве это не мотив для того, чтобы оторвать себя от дивана и сделать то, что еще никогда в своей жизни не делал?! Не можешь 42 – беги 10. На всех марафонах есть забег спутник, 10 км. Не можешь 10 – иди и болей за тех, кто может: рукой помаши, воду падай, помоги судорогу снять.
***
Вечером 14/09 поехал в Лужники, получил стартовый пакет: футболка, чипованный номер, спортивное питание, карта маршрута. Макароны – основная еда марафонца в течение трех дней перед стартом: по-флотски, с сыром и масса других вариантов. Это называется углеводная заправка. Гликоген – топливо, позволяющее бежать быстро, но не долго. Накопление его идет в мышцах и печени. Запасов гликогена хватает на полтора-два часа интенсивной работы. Потом или финиш дистанции, или резкое снижение темпа, или сход. Жиры – топливо, позволяющее бежать медленно, но долго. Ну, это целая наука, отдельная тема.
Утром 15/09 овсянка с чаем. Уходя из дома, захватил пару шоколадных конфет (как же они пригодились на финише). На улице пасмурно, чуть моросит дождик, ветра нет, 11 градусов тепла. Как сказали на старте бывалые: «Погода – отличная! Дождь – не помеха. Лучше так, чем в +30!»
Хотел бежать в куртке, но решил, что обузой будет, снял. А вот на голову одел, как-то не очень с мокрой головой 4 часа бежать. Но, увы, беговую кепку дома забыл. Пришлось прибегнуть к услугам имамской тюбетейки, после Джума намаза в рюкзаке лежала. Очень удобное решение оказалось, сидит плотно, холод не пропускает. И ни у кого такой нет.
В стартовом городке вижу девушек из Малайзии, в спортивных хиджабах. Очень приятно и радостно видеть! Но радость становится еще больше, когда замечаю на них фирменные футболки с номерами. Тоже бегут!
8:00, старт. Около 6 000 спортсменов уходит на трассу, кто на 10, кто на 42. Планирую бежать по 6 мин/км, что дает марафон за 4:12 и если повезет, то выйти из четырех часов. Но при этом строго ориентируюсь на пульс. И снова, как на Осеннем Громе, который пробежал за 1:52 на среднем пульсе 174 и максимальном 201, организм выкидывает фортель. На тренировках темп 6 мин/км – это пульс 120-130, а здесь на старте при темпе 7 мин/км – ЧСС 150. Откуда взялись эти лишние 20 ударов?! То ли волнение, то ли еще что. Непонятно.
Сразу становится ясно, что из 4 часов выйти не удастся, заветный шарик с надписью 4:00 убегает все дальше и дальше. Пробую взять темп пейсмейкера, ЧСС поднимается на 160. Не, ребята, вы бегите, а я сам как-нибудь. Вспоминаю слова тренера по лыжам: «Утомляет не дистанция, а темп!» Снижаю темп до 150 ударов. В итоге первая десятка за 1:06 при средней ЧСС 149.
В районе Сити пошли подъемы. Скорость не снижаю. Пробегаю мимо зрителей в виде рабочих из Средней Азии, тоже вышли посмотреть. Улыбаются, руками машут. Явно в диковинку им все это. Кричу им «салям алейкум», а они мне в ответ «ва алейкум салям», а через пару секунд слышу в спину несколько раз «Аллах акбар». Очень приятно!
В конце первого часа закидываю первый гель, запиваю водой на пункте питания. Дождик усиливается. Но не холодно. Москва – город на семи холмах, которые, как оказалось, продуваются семи ветрами. Не думал, что будет так тяжело. Спуск, подъем, спуск, подъем. Ветер в лицо. Ноги начинают забиваться. А еще только 15 км пути пройдено. Средний пульс поднялся на 155.
На каждом пункте питания беру воду. Пить по ходу дистанции - жизненная необходимость, как говорят спортивные медики. Надо пить, даже если не хочешь. За марафон спортсмен теряет до 3-4 литров жидкости, в зависимости от темпа и погоды. Полным людям тяжелее, худощавым – чуть легче. Слушаюсь совета и пью, даже если и не хочу. За марафон я выпил литра два воды. Если во время бега почувствовал жажду, то значит пройдена точка баланса водообмена и ушел в минус. Это чревато потерей темпа, сходом с дистанции и как крайний вариант – отказом почек. Поэтому надо пить заранее, а не тогда, когда жажда пришла.
Во время бега температура тела повышается, как говорят, до 38-39 градусов. Организм начинает себя охлаждать. Человек потеет. Вместе с влагой выходят соли и минералы. А это уже сердце. Могут быть проблемы. Если не во время забега, то после его. Поэтому во время марафона нужно есть. Спортивные гели сбалансированы по содержанию углеводов и микроэлементов. Плюс изюм, курага, бананы, черный хлеб. Жевать на ходу не очень удобно, но можно, если маленькими порциями. Кто-то специально останавливался на пунктах питания: отдыхал, ел и пил. Но потом сложно снова войти в ритм.
Обильное питье в холодную погоду стимулирует посещение туалета. В жару этот вопрос был бы не столь актуален. Примерно с 15 км в голову стали регулярно приходить мысли: «Не пора ли на пит-стоп заехать? Ладно, вот этот пропущу, но на следующий точно заеду». А на следующем уже стояла очередь из шести человек. А что делать, пришлось встать в очередь. В итоге за марафон раза три заезжал на пит-стоп, потерял минут 6. Конечно, можно было бы почаще кабинки поставить. Люди ведь не роботы. Рядом бежал дед, говорит, что во времена Союза с этим делом проще было, во дворы забегали, а сейчас на всех выездах полиция стоит. Хотя можно и не пить, многие не пили. Но лучше не рисковать. Если конечно ты не бежишь марафон из трех часов. Там каждая секунда дорога. Но нам, любителям, это не нужно.
Москва, оказывается, очень красивый город. Давно хотел на экскурсию съездить. Получилось сбегать. Понравилось по Тверской бежать. Дорога полностью перекрыта, разрывы между бегунами большие. Сознание местами уже пограничное. Такое ощущение, что бежишь один и дорогу перекрыли именно ради тебя.
Где-то в районе 25-30 км на длинном подъеме свело ноги, обе сразу. Это такое ощущение, когда нога не сгибается и не выпрямляется. И больно. Если свело ноги на лыжне, то все, встаешь и ждешь, пока отпустит. В беге чуть проще оказалось. Перешел на шаг, на прямых ногах метров 100 ковылял, постепенно отпустило, потом еще метров 300 шел быстрым и длинным шагом, потом вернулся в бег.
С 30 км темп чуть поднялся, стал собирать впереди бегущих. Все-таки правы те, кто говорит, что на первом марафоне лучше специально медленно начать, чем в конце вынужденно медленно финишировать. На 33 км догнал девушку, явно слишком быстро начала и на последних силах бежит. Притормозил, спросил как зовут, как дела и т.д. Оказалось, что первый раз бежит марафон. Примерно километр бежали вместе, разговаривали о том, о сем. Как мне показалось, боевой дух ее несколько поднялся. Пожелал успешного финиша и убежал.
А на 36 км очень пожалел, что не взял лишний пакетик геля. 4 часа бега полностью опустошили организм. В пунктах питания одна вода и энергетики. Ну хоть бы кусочек банана или горсть изюма. Увы, все давно было съедено голодными марафонцами. Дождь пошел по-настоящему, кроссовки промокли насквозь и натирают ноги. Чтобы как-то себя развеселить, стал играть в футбол пустой бутылкой. Метров сто так пробежал.
На 38 километре я, наконец, добежал до своего личного болельщика, который целый час терпеливо под дождем ждал моего прохождения и, слава Богу, дождался. На ходу спрашиваю: «Нет ли чего сладкого, конфетки, например?!» Получаю отрицательный ответ и бегу далее. Мои, опавшие было паруса, снова надуваются попутным ветром от крика: «Ринатка, молодец! Мы гордимся тобой! Немного осталось!»
И тут свершилось чудо, я вспомнил про две шоколадные конфеты, которые утром бросил в подсумок. Какие же это были вкусняшки! Желудок переключился на эти 20 грамм шоколада и перестал тревожить. Запил водой и на финиш.
Финиш удался. Нет, это не было финишем «через не могу», это не было страданием от боли в ногах. Это был именно спортивный, соревновательный финиш. И не важно, что победитель этого марафона закончил дистанцию два часа назад.
Откуда берутся силы на последние километры? Это, видимо, тот самый момент, когда сознание полностью концентрируется на одной цели и достижению этой цели подчиняются все ресурсы организма. Это, наверное, тот самый момент, когда ты открываешь в с себе совершенно новый ресурс, выходишь на новый, ранее не доступный тебе уровень.
Где-то в районе 39 км, обгоняя коллег по марафону, уперся в бегуна в желтой майке. Уперся в том в смысле, что он подхватил темп и не отстает. Более того, метров через 200 совместного бега он стал убегать от меня. Ну, я, конечно, в свою очередь тоже уперся и не отпустил его. А еще чуть позже снова попытался убежать от него. Так мы и бежали, дергая друг-друга.
Быстро бежали, по 5:20 – 5:30 на километр, это при 6:30 средней за марафон. Последние километры получились самыми быстрыми. Шаг стал шире, пульс поднялся на 185. Дыхание частое. В ногах почти предел. Стал дышать в ритме «ля иля, ля иля, ля иляха илля ла». Очень ровно легло на темп, даже сам удивился. Так до самой БСА и дышал: «ля иля, ля иля, ля иляха илля ла».
На территории Лужников, когда до финиша остался 1 км 350 метров (об этом свидетельствовал красивый баннер), соперник ушел в отрыв метров на 20, дальше я его не отпустил. Бежим – бежим, а финиша все нет и нет. Думаю, ну где же БСА?! Может место финиша перенесли?!
Когда GPS трекер просигналил отсечку 42 км, посмотрел на цифры – темп 5:20. По идее, финиш через 195 метров. Бежим, значит, бежим изо всех сил на финиш. Силы у желтой майки кончились, он темп сбавил. Как потом выяснилось, от баннера до финиша было на 1,350, а около 2 км. Такой вот сюрприз.
И вот вбегаем на стадион. Желтая майка впереди метрах в десяти. Сложно описать эти ощущения. Огромная чаша Олимпийского стадиона и 300 метров до финиша. На табло транслируется финишный створ. На этой дорожке месяц назад бежали лучшие атлеты мира, этот стадион видел много рекордов. Чувства переполняют, в горле ком, в глазах слезы радости и последние 200 метров дистанции.
Выбегаю из-за спины желтой майки и ухожу вперед. Бегу что есть сил, убегаю. Но коллега не сдается и метров за 50 достает меня и приходит первым. Добавить мне уже было нечем. Опыт, увы, подкачал, слишком рано финишировать стал. Если бы метров за 100 выскочил, то, скорее всего, соперник бы не догнал. Но это и не важно. Спасибо коллеге в желтой майке за такой замечательный финиш. Подтянули немного друг-друга в тотале.
Пересекаю заветную черту. Выключаю секундомер, ухожу вглубь зоны финиша. Шатаюсь, ноги деревянные. Подходит медик, смотрит в глаза, спрашивает, не нужна ли помощь. Все нормально, отвечаю.
Опускаюсь на дорожку, на колени. Делаю земной поклон. Благодарю Всевышнего за эту победу. Преодолеть дистанцию марафона можно только с Божьей помощью.
***
После были фотографии на память, обмен впечатлениями, гречневая каша и горячий чай. Сухая одежда и обувь. СМС от друзей и родственников в духе: «Пробежал? Все хорошо? Живой?»
Кто-то просто лежит без сил, кто-то делает гимнастику.
Кто-то в нирване, кто-то разгружает отекшие ноги.
***
Про спуск с вершины.
Водный баланс пришел в норму часов через 12 после финиша, после пяти больших чашек сладкого чая с лимоном, нескольких бананов и персиков. Это к вопросу «а надо пить на марафоне». Литр до старта, даа литра по дистанции, два литра после и 12 часов на восстановление работы организма. Да, без воды "не туды и не сюды". Берегите себя.
Сейчас предстоит период восстановления. Спортивные медики пишут, что полная реабилитация организма проходит в течение полугода после старта. Поэтому бегать марафон чаще двух раз в год явно не стоит.
Беговой марафон – это старт, подходить к которому с шапкозакидательским настроением нельзя ни в коем случае. Нельзя прийти с улицы и сходу пробежать 42 км. Хотя нет, можно. Но высок риск того, что это будет первый и последний старт в жизни. Поэтому тренировка, тренировка и еще раз тренировка.
Тут еще дочка, наслушавшись моих рассказов о марафоне говорит: "Ты почему меня не взял на марафон? Я тоже хочу!" Придется продолжить тренировки, чтобы лет через 15 вместе с ней пробежать марафон, если Господь возражать не будет.
Искренне желаю всем испытать сладость победы (финиша) на марафоне. Момент преодоления, момент концентрации, момент выхода на новый уровень. Из марафона вы выйдете другим человеком.
Присоединяйтесь!
Ринат Баткаев
Фаджр | 06:48 |
Восход | 08:18 |
Дзухр | 12:19 |
Аср | 14:43 |
Магриб | 16:20 |
Иша | 17:50 |