Размер Фитр садака - это вопрос совести человека
В местной религиозной организации мусульман города Малоярославца Калужской области определили сумму фитр и фидья садака на Рамадан 2013 года. Если в первые годы работы общины мы использовали суммы, рекомендованные муфтиятом, то последние несколько лет я предлагаю прихожанам обратиться к своей совести, так как считаю вариант самостоятельного определения размера фитр и фидья садака самым справедливым.
Мы, мусульмане, отучились думать, размышлять. Любая религиозная норма воспринимается нами как догма, то есть не критично. Более того, некоторые из нас осуждают любые попытки размышления на религиозные темы, усматривая в этом чуть ли не признаки неверия. А между тем Аллах постоянно апеллирует к разуму человека и его совести. Но делаем ли мы то, к чему нас так настойчиво призывает Творец? Используем ли мы наш разум? Слышим ли голос нашей совести?
Нет, не используем и не слышим. И поэтому продолжаем давать фитр садака в виде трех килограммов зерна, и продолжаем задавать нашим имамам каждый год на Рамадан одни и те же вопросы: «Сколько будет фитр садака в этом году? Какой будет фидия садака? Сколько весит 1 саа? Когда надо успеть дать фитр садака?» И т.д. и т.п.
Пример из жизни общины. Женщина спрашивает: «Кому мне фитр садака дать? Три килограмма пшеницы хватит?». На что я ей отвечаю: «Три килограмма хватит, только не пшеницей, а мясом дайте». Женщина удивленно возражает: «Почему это мясом, наш имам сказал, что фитр садака надо зерном давать?». Я ей говорю: «А вы сами чему больше обрадуетесь: трем килограммам пшеницы или мяса?». «Конечно мяса», - отвечает она. «Вот и поступите так, как хотели бы, чтобы поступили с вами», - делаю вывод я.
Долго мы еще потом на эту тему с ней говорили. В итоге порекомендовал дать фитр садака деньгами в размере ее дневных расходов на питание: что сам ешь, тем и поделись с нуждающимся человеком. На том и остановились.
***
Кто виноват в том, что в 21 веке наши единоверцы приносят в качестве фитр садака 3 килограмма пшеницы? Виноваты мы – имамы, следующие форме, но не задумывающиеся о сути вещей. Люди то – они все хорошие, просто не знают. Правда и мы, имамы, порой не знаем, что плохо. Или знаем, но молчим, что еще хуже…
А между тем все предельно просто: нужно немного подумать самим, а затем призвать к этому же и прихожан.
***
Величина фитр садака определяется нами как сумма расходов на питание на одного человека в день. Вот сколько человек тратит на еду, такой и будет сумма его фитр садака. А так как все люди питаются по-разному, то и размеры фитр садака будут разными. Условно говоря, если семья из трех человек расходует на питание 9 000 рублей в месяц, то фитр садака будет равной 100 рублей (9 000 рублей / 30 дней / 3 человека). Можно деньгами дать, а можно и продуктами: что сам ешь, тем и поделись с другим. О размере милостыни в Рамадан или "разбуди свою совесть"
Эта же сумма (100 рублей) является и размером фидья садака, которую верующие выплачивают за каждый пропущенный день поста.
Что же касается уплаты Садака (закята), то необходимо отметить, что в нашей общине мы не разделяем религиозное пожертвование на добровольное (садака) и обязательное (закят). Садака и закят – это одно и тоже название религиозного пожертвования - садака, которое обязательно по сути своей, а вот размер его доброволен, если иное не предусмотрено условиями социального договора между членами религиозной общины.
Сумма садака определяется нами как 2,5 % от суммы всех доходов, полученных членом общины за отчетный период. Таким образом, базой для расчета садака является не остаток имущества (сумма доходов за минусом расходов), а сами доходы: заработная плата, пенсия и прибыль. В этом случае садака является смысловым аналогом налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и налога на прибыль.
Мы считаем, что садака должна выплачиваться со всей суммы дохода, а не с остатка. Мало ли кто из нас как тратит средства. Бывает, что у человека есть телефон за 30 000 рублей, а садака он не платит, так как не имеет нисаба (в его классическом понимании). Вот тут я писал об этой проблеме - Хроническая финансовая недостаточность уммы или о "безнисабности" закята
Нечестно получается. Аллах щедро людям дает рызк (удел), люди его благополучно осваивают, а как приходит время садака отдавать, говорят: «У меня нет нисаба!» Нет уж, уважаемый, ты сперва отдай садака (поделись своим уделом с нуждающимся), а на остаток средств живи и радуйся, тем более что ставка садака – мизерная, 2,5 %.
***
Таким образом, мы делаем акцент на необходимости совершения иджтихада каждым дееспособным мусульманином (в тех вопросах, в которых это уместно, разумеется). А вопрос определения размера фитр и фидия садака как раз и является сферой применения иджтихада, то есть самостоятельного поисках ответа на поставленный вопрос и нравственной оценки результатов этого поиска.
Ведь смысл заключен не в том, чтобы дать мало или много, а в том, чтобы дать столько, сколько тратишь сам на себя. Поскольку только такая мера весов является справедливой и посильной для человека: что ешь сам, тем и поделись с другим. Или поправьте меня, если я ошибаюсь.
Ринат Баткаев
Фаджр | 05:28 |
Восход | 06:58 |
Дзухр | 12:19 |
Аср | 15:32 |
Магриб | 17:41 |
Иша | 19:11 |