Сегодня:
  • 14 мая 2021
  • 
  • 02 Шавваль 1442 г.

Местная религиозная организация мусульман г.Малоярославца

Ринат хазрат Баткаев - имам-хатыб города Малоярославца

"Несколько" - это сколько?!

Когда вы слышите слово "несколько", то что вам приходит на ум? Какой числовой ряд? Это я к вопросу о том, сколько дней надо держать пост в Рамадан? Традиция говорит, что 29 или 30 - по числу дней в текущем Рамадане.

И мы безусловно следуем этой традиции и держим пост в течение всего календарного месяца. Но мне вот стало интересно, почему именно 29 или 30 дней.

Интерес, прямо скажу, не праздный. Мне, как имаму, порой задают вопросы: "А можно меньше? Если не можешь 30, то можно ли меньше дней поститься? Нужно ли в этом случае остаток поста на другие дни переносить?" Или: "А можно разбить на три части: три дня в начале, три в середине, три в конце. И будет ли засчитан такой пост?".

Итак, что говорит Аллах насчет того, сколько дней надо держать пост в Рамадан? Давайте прочитаем аяты 183-187 суры Бакара, устанавливающие обязанность соблюдать пост в Рамадан, и попробуем найти там что-нибудь о "29" или "30" днях поста в Рамадан.

Не найдем. Аллах ничего не сказал о "29" или "30" днях поста. Сказал только, что:

  • Коран ниспослан в Рамадан
  • кто застигнет Рамадан, должен поститься

Но все-таки: "Cколько дней?" - спрашиваем мы у Аллаха.

На что Он нам отвечает: "أَيَّاماً مَّعْدُودَاتٍ فَمَن كَانَ مِنكُم مَّرِيضاً أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِّنْ أَيَّامٍ أُخَرَ

Для понимания этого аята (2:184) давайте обратимся к самым популярным в русскоязычной среде переводам:

  • Кулиев: "Поститься следует считанное количество дней. А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время".
  • Османов: ".. на определенное количество дней. А если кто-либо из вас болен или находится в пути, то следует поститься столько же, [сколько пропущено] дней в другое время."
  • Крачковский: ".. на отсчитанные дни; а кто из вас болен или в пути, то - число других дней. А на тех, которые могут это, - выкуп кормлением бедняка."

Я, конечно, очень маленький знаток арабского языка и никак не могу спорить с уважаемыми учеными, но при этом я - такой же раб Аллаха, как и они, а значит имею право на свое личное мнение.

Что мы видим? Мы видим, что все эти ученые переводят أَيَّاماً مَّعْدُودَاتٍ (ключевую конструкцию) как "считанные дни, определенные, отсчитанные дни". То есть не указывают точное число дней.

***

При подготовке к Пятничной проповеди, на который мы разбираем Коран (за четыре года дошли до суры Рахман, это если с конца смотреть) я пользуюсь он-лайн переводчиком Гугл. Вот и в этот раз решил спросить у Гугла перевод слова مَّعْدُودَاتٍ

Ввел مَّعْدُودَاتٍ - получаем "несколько". Потом сделал обратный перевод, ввел "несколько" и получил عدة

Теперь читаем Коран - ".... предписан вам пост ... на несколько дней .... а тот кто болен или в пути, то несколько из дней других"

А теперь скажите, что для вас значит "несколько"? "Несколько" - это сколько? Вот по жизни если, по бытовому: "один-два-три" или может быть "29 и 30"?!

Или возьмем те же «считанные дни» Кулиева. Когда вы слышите или употребляете слово «считанные», что вы подразумеваете:
•    до начала нового учебного года остались считанные дни
•    считанные минуты остались до начала футбольного матча
•    и т.д.

Очевидно, что речь идет о небольших числах, которые на пальцах можно посчитать. Хотя не знаю, может быть в языковой традиции времени ниспослания Корана  مَّعْدُودَاتٍ имело другое значение, отличное от современного, и тогда предположение о «нескольких днях» будет явно ошибочным. Надо будет уточнить у специалистов...

***

Промежуточные выводы.

Первое. Пост предписан только там, где дни можно посчитать, то есть наблюдается смена дня и ночи. Об этом писал Муса Бигиев:

«Проблема относительно поста на полюсах и прилегающих к ним областях является очень важной. Но она не настолько сложна, что не может иметь своего решения. Согласно однозначному наставлению Священного Корана, пост в таких регионах никогда не является обязательным, ибо он установлен в качестве такового только на определенное количество дней, то есть там, где дни и ночи по своей долготе сопоставимы друг с другом.

Но в силу географии на полюсах, где год состоит из одного дня и одной ночи или в холодных областях приполярья, где дни и ночи длятся на протяжении недель и месяцев, привычный пост, из-за своей ограниченности по времени в днях, конечно же, исключен из жизни обитающих там людей. Ведь человек не может оставаться без пищи и питья на протяжении очень долгого времени. Всего два–три дня голодания, и вот — человек слаб, он уже на пределе своих сил. Потому-то Священный Коран божественно точными формулировками исключил таких людей из круга постящихся.

По моему мнению, айат об «ограниченных днях» в весьма очевидной форме выражает эту истину. А айат «И ешьте и пейте, пока не станут различимы белая нить и черная на заре и затем завершайте пост до вечера», полностью устраняет все возможные сомнения. Ибо может ли идти речь о белой нити, черной нити, рассвете, ночи и разговении-ифтар там, где дни длятся неделями и месяцами? Вне всякого сомнения, это повеление относится специально к тем регионам, где смена дня и ночи происходит в обычном порядке». Муса Бигиев: пост в длинные дни

Подробно этот момент я разбирал в статье: К вопросу о завершении поста по времени Мекки

 

Второе. В развитии предположения Мусы Бигиева. Если выполняется условие смены дня и ночи, то в этом случае задаемся вопросом: «А на сколько дней». И тогда обращаемся к словам أَيَّاماً مَّعْدُودَاتٍ и узнаем, что «несколько дней».

Или по-другому: пост предписан на несколько дней при условии, что в этой местности наблюдается смена дня и ночи. А если смены дня и ночи нет, то и пост обязательным не является, а значит вопрос «сколько дней поститься» неуместен в принципе.

***

Какой же Аллах Милосердный! Изумительно Милосердный, не накладывающий на человека ничего из того, что может причинить ему хоть какой-то вред или тяжесть. Вы только вдумайтесь!

А что у нас?! Вы хоть раз слышали, чтобы хоть кто-нибудь из имамов, рассказывая про пост, сказал примерно следующее: «Пост предписан только там, где есть смена дня и ночи. Предписан на несколько дней. Если вы хотите поститься весь Рамадан, то поститесь, это ваше право, но знайте, что Аллах от вас этого не требует. Аллах хочет, чтобы вы постились несколько дней.

Столько, сколько вам, лично вам, по силам. Ведь держать пост несколько дней сможет любой человек, даже если пост будет длиться 23 часа в сутки. Два-три дня – это ведь не месяц поста. Это, практически, любому из нас посильно. Да и для того, чтобы войти в положение бедного, неимущего человека и понять его ощущения, достаточно и нескольких дней поста. Особенно на контрасте с вашим обычным образом жизни. Именно нескольких, поскольку потом организм начнет адаптироваться, и ощущения будут уже иными, нежели от первых нескольких дней поста.

А если в дни, когда вы решите пост держать, вы окажетесь в пути или будете больны, то ничего страшного - совершите ваш пост в другие дни, когда вам будет удобно. А что касается восполнения пропущенного поста, то на вас лежит только то количество дней, которые вы намеревались провести в посте, но не смогли, в силу того, что были в пути или болели. И нет никакой необходимости доводить число дней восполняемого поста до числа дней в отчетном Рамадане. Аллах от вас этого не требует. С вас только те дни, которые вы сами решили в посте провести».

Почему мы не слышим этого от наших имамов? Почему в нашем массовом сознании количество дней поста равно 29-30, а любой иной подход вызывает у нас, как минимум, недопонимание? Почему мы нарушаем приказ Аллаха и держим пост в условиях белых ночей?

***

Все написанное является исключительно моим личным мнением на пути поиска истины. Никому ничего не навязываю и следовать своему мнению не призываю. И прошу меня поправить, аргументировано, если я ошибаюсь в рассуждениях.

27 июня 2014 года

Ринат Баткаев

Ссылки: