Сегодня:
  • 14 мая 2021
  • 
  • 02 Шавваль 1442 г.

Местная религиозная организация мусульман г.Малоярославца

Ринат хазрат Баткаев - имам-хатыб города Малоярославца

  • Главная
  • Блог
  • Садака - это не благотворительность, а обязанность, каждого

Садака - это не благотворительность, а обязанность, каждого

Как вам такая формулировка: «Садака – это форма благотворительности в исламе»? На одном из форумов прочитал. Лично я категорически против такого определения садака,  поскольку оно, на мой взгляд, прямо девальвирует смысл коранической идеи о передачи человеком части его материальных благ и ресурсов в адрес нуждающихся людей, как одного из столпов (методов) духовного очищения человека.

Ведь что такое «благотворительность», в банальном, общепринятом значении этого слова? Это добровольная деятельность состоятельных людей по финансированию тех или иных проектов. И общество ожидает от богатых людей совершение благотворительных акций, то есть налицо социальный заказ. Именно отсюда исходят вопросы типа: «Как заставить богатых платить закят».  

Но, минуточку, садака - это не благотворительность!

Какая благотворительность? Зачем величайший смысл пожертвования, как инструмента духовного очищения человека, заворачивать в обертку благотворительной деятельности?

Человек обязан делать пожертвования, давать милостыню. Нет, милостыня – плохое слово, как будто кто-то снизошел и подал. Поэтому, не милостыня, не пожертвование, не благотворительность, а исполнение долга, обязанность. Хочешь, не хочешь – это никого не волнует. Обязан отдать часть своих ресурсов в пользу общества и точка. Потому что они, материальные блага, человеку не принадлежат. Они Всевышнему принадлежат, а человеку Он просто порулить ими дал, в надежде, что он, человек, будет хорошим распорядителем этих ресурсов. За это потом и спрос будет...

Нет в исламе никакой благотворительности, а есть обязанность, абсолютная обязанность. И это каждый из нас должен предельно четко понимать. И чем раньше это осознание к человеку придет, тем больше у него будет шансов путевку в Рай получить.

Аллах не накладывает на человека ничего сверх того, что человек может вынести. То есть, повелевая человеку делиться своими ресурсами, Аллах учитывает тот факт, что люди обладают разными возможностями. Следовательно, делиться материальными благами – это абсолютная обязанность, а сколько дать – это вопрос относительный, именно поэтому вопрос "сколько" Аллах оставил на усмотрение человека, то есть на его совесть.  

Если ты богат, то дай столько, сколько сможешь. Если ты беден, то дай столько, сколько сможешь. А если у тебя вообще ничего нет, то получи садака и дай столько, сколько сможешь, хотя бы хлебные крошки, синичкам.

Каждый может что-то дать. Просто нам, мусульманам, нужно разбудить свою совесть и включить мозг.

И может быть, мы будем помилованы.

Ринат Баткаев