Сегодня:
  • 14 мая 2021
  • 
  • 02 Шавваль 1442 г.

Местная религиозная организация мусульман г.Малоярославца

Ринат хазрат Баткаев - имам-хатыб города Малоярославца

  • Главная
  • Блог
  • Садака или закят: о терминологии пожертвования в Исламе

Садака или закят: о терминологии пожертвования в Исламе

Постоянно сталкиваюсь с тем, что в сознании людей «закят» и «садака» – понятия разные: «закят» - обязательное пожертвование, «садака» - добровольное пожертвование. Вследствие этого разделения складывается ситуация, при которой практически все члены и прихожане общины в том или ином, как правило незначительном, размере дают «садака» и лишь очень немногие, единицы, дают «закят».

И когда напоминаешь верующему о необходимости уплатить «закят», то довольно часто слышишь в ответ: «А что такое закят?»; «Закят? Я не богатый, у меня нет нисаба»; «Ну, я же даю садака, какой еще закят?»; «Закят в мечеть? Ну что вы, закят нельзя отдавать в мечеть! В мечеть – садака. А закят платят богатые - бедным!»

Одно дело, когда об этом размышляют с высоты книг по исламскому праву и совсем другое, когда сталкиваешься с этой проблемой, что называется, на земле... Поэтому, вопрос не праздный.

Так что же такое «закят» и что такое «садака»? Это одно и то же, или это понятия разные? Лично я склоняюсь к точке зрения, что «закят» и «садака» - это синонимы, обозначающие одно - милостыню, то есть каноническую обязанность мусульманина по уплате пожертвования с имущества, ему принадлежащего. Если у вас есть аргументы против - покритикуйте, пожалуйста.

Могу, конечно, ошибаться, но как-то не лежит душа к разделению милостыни на «обязательную» и «добровольную» часть. Мне видится, что в исламе не существует понятий «обязательное» и «добровольное» пожертвование, а есть просто «пожертвование», как таковое. Которое по природе своей является действием обязательным, а вот размер его – добровольным, если иное не предусмотрено условиями социального договора между членами конкретной мусульманской общины.

И называется это пожертвование – "садака", а не "закят". Данная мысль основана на следующих словах Аллаха, который сказал:

خُذْ مِنْ أَمْوَالِهِمْ صَدَقَةً تُطَهِّرُهُمْ وَتُزَكِّيهِم بِهَا وَصَلِّ عَلَيْهِمْ إِنَّ صَلاَتَكَ سَكَنٌ لَّهُمْ وَاللّهُ سَمِيعٌ عَلِيمٌ Коран, сура 9 «Покаяние», аят 103

«Бери из их имущества пожертвования, чтобы ими очистить и возвысить их. Молись за них, ибо твои молитвы – успокоение для них. Воистину, Аллах – Слышащий, Знающий», перевод Кулиева.

Данный аят часто берется в качестве довода в пользу обязательности уплаты закята. Но о чем говорит Всевышний в этом аяте, если смотреть на него с точки зрения вопроса терминологии милостыни: о «закяте» или «садаке»? Аллах говорит о том, что пожертвование (صَدَقَةً) очищает  (تُطَهِّرُهُمْ) и возвышает (وَتُزَكِّيهِم) человека. То есть в этом аяте Аллах прямо говорит о «садака».

إِنَّمَا الصَّدَقَاتُ لِلْفُقَرَاء وَالْمَسَاكِينِ وَالْعَامِلِينَ عَلَيْهَا وَالْمُؤَلَّفَةِ قُلُوبُهُمْ وَفِي الرِّقَابِ وَالْغَارِمِينَ وَفِي سَبِيلِ اللّهِ وَابْنِ السَّبِيلِ فَرِيضَةً مِّنَ اللّهِ وَاللّهُ عَلِيمٌ حَكِيمٌ Коран, сура 9 «Покаяние», аят 60

«Пожертвования предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый», перевод Кулиева.

Это - «аят закята», который устанавливает направления расходования, как у нас сейчас принято говорить «закятных средств». Опять смотрим на этот аят с точки зрения вопроса терминологии милостыни: о «закяте» или «садаке» идет речь? Аллах говорит о том, что: «Поистине, пожертвование (إِنَّمَا الصَّدَقَاتُ) бедным ….» То есть, в этом аяте Аллах опять прямо говорит о «садака», но не о «закяте».

Таким образом, предлагаю называть вещи своими именами, то есть так, как их назвал Всевышний в Коране: пожертвование – это «садака». Садака, которая обязательна для всех, верующих в Единого Бога.

***

Был как-то на одном меджлисе. Мама татарка, папа еврей. Сын, лет 12-13, ходит на занятия в синагогу. Сидим все за одним столом. Коран читаю, дуа. Про Бога разговариваем. После меджлиса хозяева раздают садака. Сын их тоже. Подходит ко мне и деньги дает: "Хазрат, это цдака для вашей общины".

12 апреля 2012 года

Ринат Баткаев