Сегодня:
  • 14 мая 2021
  • 
  • 02 Шавваль 1442 г.

Местная религиозная организация мусульман г.Малоярославца

Ринат хазрат Баткаев - имам-хатыб города Малоярославца

  • Главная
  • Блог
  • Национальная традиция и религия: проблематика сосуществования

Национальная традиция и религия: проблематика сосуществования

В прошлом году от русских товарищей, знающих мою религиозную принадлежность, принимал поздравления: «Ринат, с праздником Навруз!» Хорошие это люди, искренние, добрые.

Они увидели на одном из центральных каналах новость о том, что мусульмане России празднуют Навруз Байрам – праздник наступления весны, и поспешили знакомого мусульманина с великим праздником поздравить.

Я сказал спасибо и в максимально учтивой форме объяснил, что Навруз к Исламу имеет точно такое же отношение, как и Масленица к Православию. Люди взрослые, грамотные. В этом году не поздравили. 

Хотел еще в прошлом году на этот счет заметку написать, да руки не дошли. А сейчас дошли. Потому что слишком уж активно в этом году мусульманские ресурсы освещают то, как «Навруз шагает по стране», в прошлые годы такого не было, совершенно точно. Такое ощущение, что идет процесс легитимизации Навруза как явления, свойственного мусульманскому сообществу. Ну логично же, раз его празднуют мусульмане, то значит это – мусульманский праздник. И вот уже муфтии поздравляют своих единоверцев с праздником Навруз, символом мира, добрососедства и процветания.

Ну, ладно еще, когда «Мавлид шагает по стране» - это хоть свое, родное, пусть и неоднозначное явление. Но тут-то освещается явление, в исторической основе своей явно исламу чуждое. И авторы или репостеры статей о его праздновании не могут этого не знать. Значит, что-то ими движет. Что? Может то, что Навруз - чужд исламу, но не чужд традициям тех или иных народов, исповедующих ислам.

А в июне придет очередь «Сабантуев», которые также дружно начнут шагать по просторам России. При этом нужно обязательно учесть, что и Навруз и Сабантуй, с точки зрения их культурной и общественной важности, несут в себе очень мощный заряд социального позитива: люди встречаются, радуются, подарки дарят друг-другу, концерты организуют, знакомят других со своими традициями. Это ведь здорово! А то, что иногда через костры прыгают или водой друг-друг поливают, так это просто традиция такая.

И если это так, то возникает ряд вопросов. Как совместить национальные традиции и нормы религии? Возможно ли это? Если этот синтез возможен, то чего будет больше в нем: религии или традиции? Смогут ли они уживаться на неких паритетных началах? Или что-то из них обязательно ассимилирует другое: традиции поглотят религию или религия растворит в себе традицию? Или все-таки два в одном возможно?

И наконец, что отвечать имаму прихожанам мечети, когда они спрашивают его о допустимости празднования национальных праздников с точки зрения Ислама?

А вот, кстати, что думают насчет Масленицы Православные священники.   

А что думаете вы?

Ринат Баткаев