Сегодня:
  • 27 ноября 2020
  • 
  • 11 Рабии`у с-саании 1442 г.

Местная религиозная организация мусульман г.Малоярославца

Ринат хазрат Баткаев - имам-хатыб города Малоярославца

  • Главная
  • Блог
  • Хроническая финансовая недостаточность уммы или о "безнисабности" закята

Хроническая финансовая недостаточность уммы или о "безнисабности" закята

В интернете периодически можно прочитать сообщения следующего содержания: «В городе «A» по причине прекращения финансирования заморозили строительство мечети.

Мусульмане города «B» обратились к губернатору области с просьбой выделить средства на продолжение строительства Соборной мечети. В городе «С» начинается благотворительный марафон по сбору средств на строительство мечети».

Знакомо, не правда ли? Синдром хронической финансовой недостаточности, называется.

А между тем, лекарственное средство от этого недуга есть. Оно есть как у всей уммы в целом, так и у каждого ее представителя в частности. Обязанность по уплате Садака (закята), называется. Да вот беда, средство есть, но использовать его (исполнять обязанность) народ наш не очень то и спешит. Кто-то по незнанию, кто-то сознательно. У каждого свои причины и объяснения того, почему он закят не платит. Вот несколько примеров, с которыми пришлось столкнуться:

  • Девушка, 24 года. Студентка. Одевается очень красиво и дорого. Косметика качественная. Машина есть. Живет на средства родителей. Закят не платит.
  • Мужчина, 36 лет. Бизнесмен. Хорошо зарабатывает. В течение года совершил несколько удачных сделок и купил дом и квартиру. Закят не платит.
  • Женщина, 64 года. Пенсионер. Пенсия 16 тысяч. Живет с детьми. Ни в чем не нуждается. Закят не платит.
  • Семейная пара, 29 и 34 года. Взяли квартиру в кредит. Теперь каждый месяц его выплачивают, по 56 000 рублей. Закят не платят.

Как вы думаете, что объединяет всех этих людей?

Их всех объединяет то, что с точки зрения исламского права ни один из них не является плательщиком закята, поскольку не выполняет базового условия для выплаты закята – обладанием нисаба на момент расчета закята, поскольку: «Закят выплачивается в размере 2,5 процента от состояния человека, превышающего размер нисаба. Нисаб, равный стоимости 85 грамм золота – это минимальный размер состояния, с которого необходимо выплачивать закят. Закят выплачивается с золота, серебра, наличных денег, инвестиций, доходов от бизнеса и сдачи в аренду, а также предназначенных для продажи товаров, акций, ценных бумаг и облигаций»

***

А между тем, нет такого человека на земле, который бы не имел своего удела (рызк) от Бога. Но есть те, которые в силу тех или иных причин не имеют нисаба: одни, потому что являются сиротами и живут в детском доме, а другие, потому что купили себе новую машину и на момент расчета закята не имеют минимального размера состояния, с которого необходимо выплачивать закят.

И если к воспитанникам детских домов нет никаких вопросов, то к купившему новое авто вопросы есть. Один такой гражданин совершенно искренне считал, что не должен платить закят. Ему говорят, что с таким уровнем благосостояния стыдно не платить закят, а он искренне возражал: «Я трачу деньги на удовлетворение своих насущных потребностей: квартира, загородный дом, машина жене, машина мне. Это то, в чем мы нуждаемся. И это – не роскошь».

Ну что ему можно возразить? Формально он прав, на 100 % прав. Не должен он платить закят, поскольку нисаба у него нет. А то, что он богатый, так работать надо уметь. Ну да, зарабатывает он хорошо, настолько хорошо, что может себе в один год позволить и дом купить в Подмосковье и машину обновить. И еще говорит, что не хватает, так как надо детям жилье покупать. Молодец, вообще-то. Все в дом, в дом. Прав? Прав. Нуждающийся? Нуждающийся.

И все бы хорошо, но вот только если он, обладатель квартиры, дома и двух автомобилей – нуждающийся, то кто же тогда тот, кто еле-еле сводит концы с концами и семья которого живет от зарплаты до зарплаты. Они кто? А сироты и вдовы – они  кто? А имамы, которые за свой счет содержат мечети – они кто?

***

Кругом одни нуждающиеся. И поэтому закят, в рамках его текущей системы расчета, никто не платит. А раз так, то значит надо поменять систему или дополнить ее новыми инструментами, кому какая формулировка больше нравится.

Поэтому возьму на себя смелость предложить альтернативу "классической" системе расчета закята, основанной на идее обладания нисабом, как минимально необходимого для начисления закята уровня благосостояния.

Предлагаю систему, в которой термин «нисаб» отсутствует и в которой закят платят все, без исключения. Ничего не навязываю и на истину не претендую, просто делюсь точкой зрения (О бедной общине замолвите слово или "каждый может что-то дать"...)

***

Когда я в первый раз (первый курс медресе) озадачился вопросом выплаты закята, то сразу понял, что могу не платить, так как согласно логике определения размера закята нисаба у меня нет. И преподаватель исламского права (фикха) мои мысли подтвердил.

Прошел год. И когда наступил очередной момент расчета закята, то оказалось, что нисаб, по милости Всевышнего, созрел, тютелька в тютельку. Посчитал, принес закят (2 000 рублей) в мечеть. А имам не берет, говорит, что ему стыдно брать закят у того, кто живет на съемной квартире и копит деньги на приобретение первого в своей жизни жилья. И говорит: «Ты вот сейчас запомни это желание отдать закят, а когда разбогатеешь, то не забудь его».

В общем, парадоксальная ситуация тогда нарисовалась. То нисаба нет. То нисаб есть, но вся сумма на покупку жилья откладывается. И при этом шансов накопить на покупку квартиры очень мало. Как же быть? И тогда я решил платить закят не с нисаба, а с остатка своих средств на момент расчета закята, какой бы малой или великой этой сумма не была. И на третий год выплатил закят по такому варианту. Нисаб в тот год не созрел, квартира ближе не стала. Но закят отдал.

А в новом финансовом году опять пересмотрел взгляды на вопрос уплаты закята. Поскольку фактор обладания нисабом, как необходимым и достаточным условием для определения обязанности уплаты ежегодного закята я для себя отменил, то отпала и необходимость ждать окончания года для расчета и уплаты закята. Теперь решил платить закят ежемесячно, с остатков денежных средств на конец месяца. Заработал 30 000 р., потратил на жизнь 20 000 р., остаток – 10 000 р. Беру от этой суммы 2,5 %, получаю закят – 400 рублей. И отношу его в мечеть. А оставшиеся после уплаты закята 9 600 р. кладу в заначку. Так прошел еще один год. Квартира ближе не стала. Ну и Бог с ней.

И вот, как-то раз, во время очередного Рамадана, перечитывал Коран. По милости Всевышнего - с понимаем прочитанного. Пусть и не с тотальным, но тем не менее - пониманием. И глаз зацепился за аят, много раз до этого уже прочитанный, в котором Аллах описывает верующих, как тех, кто из того, чем их наделил Аллах – тратят: «Это Писание, в котором нет сомнения, является верным руководством для богобоязненных. Которые веруют в сокровенное, совершают намаз и расходуют из того, чем Мы их наделили», Коран, 2:2-3.

Много раз читал этот аят, но только сейчас, в контексте ежемесячной «безнисабной» выплаты закята, понял, что верующий - это тот, кто тратит из того, чем его Аллах наделил. Понял. И стало стыдно, потому что меня Аллах щедро наделяет, а я Его обманываю. Ведь закят то я плачу не с той суммы, которой меня Аллах наделил, а с той, что осталась у меня после удовлетворения моих потребностей - с остатка. То есть, выражаясь языком налоговой инспекции, я занижаю налогооблагаемую базу.

И как то так совпало, что во время того Рамадана я окончательно проникся идеей, что имущество человека самому человеку не принадлежит. Оно принадлежит Аллаху, а человек – лишь доверенный пользователь этого имущества. И Аллах желает, чтобы Его имуществом распоряжались правильно. И если человек будет хорошим распорядителем этого имущества, то Аллах, видя это, даст ему еще больше.

И вот таким образом пришло пониманию того, что очищать нужно не остаток, а весь доход (удел), которым Аллах наделяет человека. Ну, был, конечно, период определенной ломки. Это ведь страшно, включить мозг и выйти за флажки. Да и жабу пришлось задушить. Ну и слава Богу.

***

На момент написания этой статьи в нашей общине есть уже три человека, выплачивающие закят со всех своих доходов. И с каждым годом благосостояние их растет и приумножается. И когда они об этом рассказывают, то я им отвечаю: «В этом нет никаких чудес. Все очень явно и понятно. Вы просто умеете правильно распоряжаться имуществом вашего Господа. И Он отвечает вам тем же!»

***

По данным переписи 2002 года в России проживает 14 500 000 мусульман (на самом деле нас намного больше, но не суть важно, поэтому поверим официальной статистике).

  • По статистическим данным 2007 года возрастной состав граждан России:
    • 0 - 19 лет - 22 %
    • 20 и выше - 78 %
  • Применим данную статистику к мусульманскому населению и получим:
    • 0 - 19 лет - 3 259 000 человек
    • 20 и выше - 11 241 000 человек
  • Будем вот этих 11 241 000 человек считать потенциальными плательщиками закята по безнисабной схеме.
  • Предположим, что все они - "бедные" и имеют уровень дохода в 1 МРОТ - 4 330 рублей в месяц
  • Предположим, что все они готовы платить закят -  2,5% от своего дохода.
  • И получаем следующие суммы Закята:
    • с человека в месяц - 108 рублей
    • со всех мусульман России в месяц - 1 216 838 250 рублей
    • со всех мусульман России в год - 14 602 059 000 рублей

В том то и заключается Божий промысел, что если каждый из нас пожертвует на нужды своей общины хотя бы мизерную часть (2,5%) своих доходов, то на выходе будет очень даже не маленькая сумма. А там глядишь, и синдром хронической финансовой недостаточности уммы будет побежден. Причем побежден легко и просто.

И тогда мы не будем вынуждены просить деньги у губернаторов, не будем зависеть от благосклонности фондов, не будем годами строить наши мечети и не будем в 30 градусный мороз молиться на улице.

***

Вобщем, призываю читателей последовать нашему примеру и попробовать платить закят со всех своих доходов (пенсии, заработной платы, прибыли и пр..) очищая при этом не остаток средств (нисаб), а всю сумму дохода (за минусом дани государству, разумеется). И не раз в год, а каждый месяц.

Поистине, милость Аллаха безгранична. А нам, мусульманам, надо только перестать ждать, когда кто-то за нас наши проблемы решит. Нам надо - мы и должны делать.

Присоединяйтесь к нам!

Ринат Баткаев