Сегодня:
  • 27 февраля 2021
  • 
  • 15 Раджаб 1442 г.

Местная религиозная организация мусульман г.Малоярославца

Ринат хазрат Баткаев - имам-хатыб города Малоярославца

  • Главная
  • Блог
  • Спеши в Хадж, может быть, для тебя это будет только началом…

Спеши в Хадж, может быть, для тебя это будет только началом…

О значении религиозной практики в жизни человека, как ответ и предостережение для тех из нас, кто в Аллаха верит, но в совершении молитвы, поста, закята и хаджа смысла не видит. «Зачем мне это?» - в недоумении вопрошают они…

Многие из тех, кто имеет возможность совершить хадж, но не делает этого, говорят: «Я пока не готов ехать в хадж, потому что потом нужно будет многое поменять в жизни, от многого придется отказаться. Вот выйду на пенсию и поеду в Хадж, научусь намаз читать, в мечеть ходить начну. Жизнь пойдет к концу, надо будет грехи замаливать. А пока не, рано еще».

Причем аналогичной точки зрения они придерживаются и на необходимость соблюдения остальных норм обязательной (необходимый минимум) религиозной практики мусульманина: совершения молитвы, соблюдения поста и выплаты закята. При этом вопрос веры в Бога не стоит -  верят, безусловно. Но соблюдать религиозную практику отказываются. А зря. Несоблюдением элементарных норм религиозной практики они наносят вред не только себе, но и окружающим. Просто вред этот – неочевиден, но последствия его – губительны.

Люди, знающие о необходимости соблюдения практики и не выполняющие ее, поступают так, потому что уверены – спешить некуда. Они считают, что достигнув преклонного возраста, смогут банально «замолить» свои грехи, так как уверены, что ритуальная практика не только очищает от грехов, но и освобождает от необходимости исправлять дурное дело. И в подтверждении своей правоты они иногда приводят хадис Пророка: «Тот, кто совершил хадж, и во время хаджа не говорил скверных слов и не совершал дурных дел, возвращается домой свободным от всех грехов, чистым, как в день, когда его родила мать".

Люди верят в возможность искупления грехов через совершение религиозных обрядов – это раз. Люди знают, что Аллах прощает грехи, но при этом не задумываются над тем, в виде чего и как они это прощение получают, если получают, конечно, - это два. В результате этого понятие «греха» в сознании людей деформируется и превращается из того, что «смертельно опасно» в то, что «не очень страшно» и легко поддается «замаливанию». И как следствие – люди утрачивают осознание того, что «религиозный обряд» и «искупление дурного дела» – вещи разные. И что совершение религиозной практики (какой бы искренней и совершенной она не была) не отменяет необходимости собственноручного устранения вреда, нанесенного совершенным злодеянием.

Именно от этой проблеме говорил Пророк Мухаммад, когда учил первых мусульман их религии: «Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил людей: ”Знаете ли вы, кто является неимущим?” Они ответили: ”Неимущим среди нас называют того, у кого нет ни денег, ни имущества”. Тогда он сказал: ”Поистине, неимущим из числа членов общины моей окажется тот, кто в день воскресения принесёт с собой молитвы, посты и закят, но при этом выяснится, что он оскорбил одного, оклеветал другого, присвоил имущество третьего, пролил кровь четвёртого и ударил пятого, и тогда придется ему отдать нечто из своих благих дел одному и нечто отдать другому, а если запас его благих дел иссякнет прежде чем он сумеет рассчитаться со всеми, тогда из грехов обиженных им станут брать что-то и возлагать на него, а потом его ввергнут в ад!»

Из этого хадиса следует, что:

  1. Выполнение религиозной практики не может быть целью верующего человека, она – лишь средство. А цель - это совершенствование морально-нравственного облика человека на пути построения идеального человеческого общежития. И если выполнение религиозной практики не делает человека лучше, то грош ей цена, так, пустая трата сил, времени и средств.
  2. Совершение человеком намаза, поста, закята, хаджа и прочих обрядов религиозной практики не отменяет (не списывает, не аннулирует, не извиняет) совершенных им ранее злодеяний (греховных поступков).
  3. Злодеяния человека исправляются только работой над ошибками в виде собственноручного устранения вреда, причиненного этим злодеянием. То есть: украл – верни, оскорбил – попроси прощения, соврал – скажи правду, проехал зайцем в общественном транспорте и тебя не поймал кондуктор – выйди на станции и купи билет, используешь не лицензионный софт – удали его и купи лицензию, бросил мусор мимо урны – вернись и подними и т.д.
  4. Если человек не успеет исправить свои злодеяния и умрет должником, то пусть он будет готов к расставанию с частью своих хороших дел, которые пойдут на погашение долгов. Конфискация, она и на том свете конфискация...
  5. Если хороших дел не хватит, то человек ждет процедура очищения – Ад, как следствие дел человека и как воздаяние за эти дела. Если только Аллах не помилует...

И если ход моих мыслей верен, то становится ясно, о ком говорит Аллах: «Горе молящимся, которые свои молитвы не берегут»  (Коран, 107:4/5). Аллах обещает горе тем из нас, молитвы которых не делают их лучше, добрее, щедрее, честнее. Аллах обещает горе тем из нас, кто не бережет плоды своей ритуальной практики – благочестие, справедливость и богобоязненность.

***

Совершенно ясно, что ритуальная практика не исправляет дурные дела. У нее, по милости Аллаха, другая задача. Ритуальная практика очищает сердце человека от того, что он приобрел в результате совершения греховных поступков, тем самым  создавая предпосылки для возрождения человека и выхода его на прямой путь, который, безусловно, должен начаться с работы над ошибками, то есть исправления последствий дурных дел или получения прощения обиженных.
 
Как невозможно ездить на автомобиле с грязным лобовым стеклом, так и невозможно жить с сердцем, покрытым тем, что остается на нем после совершения грехов. Хотя, почему невозможно?! Возможно, только финал такой езды (жизни) будет печальный. Как грязное лобовое стекло снижает обзор и создает для водителя риск попасть в аварию и погибнуть, так и «грязь» на сердце лишает человека возможности различения и ведет к духовной слепоте, что в свою очередь ведет к гибели, к гибели в мире вечном.

Именно об этом пути к гибели и говорит Милостивый: «Так нет же! Покрыло ржавчиной их сердца то, что они приобретали. Так нет же! Ведь они от своего Господа в тот день будут отделены. И потом они ведь будут гореть в огне. Потом скажут: "Это - то, что вы считали ложью!" Коран, 83:14/17.

В этих четырех прекрасных аятах описан алгоритм гибели человека, осознав и приняв который можно, по Милости Всевышнего, обрести ключ к спасению…

***

Человек рождается в состоянии чистоты, как духовной, так и физической. Сердце нового человека – безгрешное, книга записи дел  – чистая.

Человек по природе своей является верующим, верующим в Бога. Вера в Одного Бога является для человека нормальным, естественным состоянием. Неверие – это состояние человека, отличное от нормы, то есть заболевание. Заболевание тяжелое,  но по милости Аллаха - излечимое.

Каждого человека Аллах наделил персональным муфтием – совестью. Совесть обитает в сердце человека и выносит свои решения по тем или иным вопросам, ответы на которые человек получает в виде чувства стыда или его отсутствия.  

Человек сам строит свое будущее, так как по замыслу Всевышнего имеет полную свободу выбора, о чем свидетельствуют следующие слова Аллаха: «Поистине, это - напоминание; и кто пожелает, избирает путь к Господу своему», Коран, 73:19. И этот аят ставит под сомнение слова тех, кто утверждает, что Аллах еще до рождения человека предопределяет ему судьбу, поступки и решения. Поэтому в этом смысле предопределения не существует. Оно существует в другом, предельно простом и ясном значении: «Аллах создал мир и определил законы, по которым этот мир существует. Аллах установил порядок вещей и их причинно-следственную связь. И все творения Всевышнего существуют строго в рамках этих, предопределенных для них законов, изменить или выйти за рамки которых они не в состоянии. Зато они могут жить в согласии с ними - себе и другим во благо, либо пытаться оспорить их - себе и другим во вред (себе больше)».

Дела человека могут быть только двух типов: хорошие - ведущие к миру, радости и благополучию, и плохие - ведущие к страданиям, боли и несчастьям, третьего не дано. И каждую минуту своей жизни человек приближается либо к Аду, либо к Раю, как к справедливому воздаянию и итогу земной жизни. И осознание человеком факта конечности земной жизни и бесконечности вечной дает ему огромную силу и поистине неисчерпаемые ресурсы для построения идеального человеческого общежития.

Все деяния человека записываются и ни одно из них не будет потеряно, и каждое из них будет человеку на Страшном суде предъявлено: «И кто сделал на вес пылинки добра, увидит его. И кто сделал на вес пылинки зла, увидит его», Коран, 83:7/8.

Предельно, практически жизненно важно осознавать, что совершение плохих дел наносит вред не только лицу пострадавшему, но и лицу, ущерб причинившему, так как в момент совершения преступления сердце преступника покрывается «ржавчиной». И чем больше зла совершает человек, тем сильнее загрязняется поверхность его сердца. Нет, оно не утрачивает своей первозданной чистоты, оно не становится злым, оно просто покрывается слоем грязи. Совершая зло, человек собственноручно, сам того не осознавая и не ощущая замуровывает свою совесть (своего персонального муфтия) в тюрьму. И в конечном итоге разум человек утрачивает связь с совестью, потому что совесть находится в тюрьме, а разум - на свободе и они друг-друга не слышат, поскольку между ними стена – стена зла, которое человек причинил другим людям. Совесть в тюрьме, а разум, находящийся на воле,  но лишенный света совести, блуждает во тьме и продолжает нарушать законы Аллаха, тем самым еще более усугубляя положение человека.

Таким образом, зло, причиненное нами окружающим, непременно возвращается к нам и лишает нас главной Милости Аллаха - духовного зрения, способности различать. Грехи покрывают сердце человека и оно слепнет, в результате чего человек сам того не желая становится одним из тех, о которых Аллах говорит: «Поистине, те, которые не уверовали, - все равно им, увещевал ты их или не увещевал, - они не веруют. Наложил печать Аллах на сердца их и на слух, а на взорах их - завеса. Для них - великое наказание»! Коран, 2:6/7 – человек становится неверующим.

Но это не Аллах сделал его неверующим! Это не Аллах лишил его слуха и запечатал его сердце. Это не Аллах накинул на его взор покрывало. Аллах лишь создал (предопределил) механизм, механизм очень  точного и справедливого воздаяния: «Не рой яму другому, сам в нее попадешь»! Люди сами, своими собственными руками лишают себя зрения, слуха, сами замуровывают свое сердце в тюрьму своих деяний, становятся неверующими и обрекают себя на страдания в обоих мирах. Это - тупик, выход из которого человек сам никогда найти не сможет. И только Милостивый и Милосердный может помочь человеку выйти из этого замкнутого круга, только Он может остановить этот страшный процесс самоуничтожения: «Поистине, Аллах ведет, кого пожелает, к прямому пути». И огромной ошибкой, как мне видится, является отказ человека от надежды на освобождение сердца из плена «ржавчины», отказ от возможности скинуть «покрывало» и осветить пространство вокруг себя светом освобожденной совести.

Аллах – Милостивый и Он может, если захочет, помочь несчастному разуму обрести свет совести. Аллах может создать условия, при которых стена, отделяющая совесть от разума – рухнет. Приведу несколько примеров того, как Аллах выводит человека из лабиринта самоуничтожения на путь мира и благополучия:

  • Аллах может посадить грешного человека в тюрьму. Чтобы разум встретился с совестью на ее территории, чтобы вошел в ее положение и был им в одночасье обезоружен. И чтобы принес покаяние.
  • Аллах может устроить для грешного человека автомобильную катастрофу. Но не для того, чтобы убить несчастного, а  чтобы просто поломать ему руки и ноги. Чтобы он, счастливчик, находясь в больнице, смог подумать о своем чудесном спасении. И чтобы принес покаяние.
  • Аллах может отнять у грешного человека все его неправедным путем нажитое имущество. Он может богатого сделать бедным, здорового – больным. Аллах может все, на то Он и Аллах.

И проходя через муки разума, встретившегося после долгих лет разлуки с совестью, человек очищает, по милости Бога, свое сердце от «ржавчины». Покрывало духовной слепоты спадает с его сердца, совесть выходит из заточения и занимает подобающее ей место, разум сверяет с ней свои решения и поступки, человек встает на прямой путь.

Конечно, многие методы, применяемые Богом для очищения людских сердец - радикальны, болезненны, мучительны. Эти меры подобны экстренному хирургическому вмешательству, когда больному ампутируют пораженную гангреной ногу, но тем самым спасают ему жизнь. И это безмерно великодушно со стороны Всевышнего, поскольку помогая человеку в деле очищении его сердца и выводя его из мрака невежества, Он надеется, что человек, пройдя очищение и осознав мерзость дел своих, бросится их исправлять, в надежде, что успеет вернуть все долги, прежде чем Аллах заберет его: «Поистине, Аллах желает вам облегчения, и не желает вам затруднения».

***

Но есть иное, менее радикальное, но от этого не менее эффективное средство очищения сердца человека от «ржавчины» – профилактика. Любую болезнь, как известно, проще не допустить, чем лечить. Это простое правило применимо и к обсуждаемой нами болезни – болезни «ржавых сердец». Ее проще предупредить, нежели лечить, и Аллах, как лучший из врачевателей, постоянно людям об этом говорит. Ной, Ибрагим, Моисей, Иисус, Мухаммад, а также и другие Пророки и Посланники – все они по воле Аллаха занимались профилактикой и исцелением этой страшной болезни. Каждый из них нес людям свет Аллаха, с тем, чтобы исцелились больные сердца и не заболели здоровые.

И если в идеале, то, как сказал на одной из лекций в Московском исламском колледже Садриев Арслан Фаризович: "Коран мы должны читать не тогда, когда заболели, чтобы излечиться, а тогда, когда здоровые, чтобы не болеть". И я с ним полностью солидарен. Аллах обратился к нам не для того, чтобы мы, в надежде на чудесное исцеление на автомате на незнакомом языке отчитывали 1000 раз заученную по транскрипции суру Ихляс, а для того, чтобы регулярно читая и размышляя над Его рассказами, мы вообще не болели.

И если мы внимательно, с чувством, с толком, с пониманием будем читать Коран, то непременно найдем в нем то, что позволит нашим сердцам на протяжении всей земной жизни сохранять духовное зрение. Найдем в нем то, что никогда не позволит нам закопать нашу совесть под грудой грехов. Найдем в нем то, что сохранит наши сердца от ржавчины и убережет нас от блужданий в темноте невежества. Ну а если наши сердца уже ослепли от грехов наших, то благодаря этому мы сможем вернуть им их былую зоркость. Это – религиозная практика мусульманина и ее регулярное выполнение: свидетельство о Единобожии, совершение молитвы, выплата закята, соблюдение поста и совершение хаджа.

Регулярное выполнение этих простых предписаний Аллаха помогает сохранять сердца в чистоте. Они, как «дворники» на лобовом стекле автомобиля, стирают «ржавчину» с поверхности сердец, не допуская их консервации под слоем грехов. Молитва, пост, закят и хадж не позволяют разуму встать на путь самоуничтожения. Молитва, пост, закят и хадж оберегают человека от потери контакта с Создателем. И самое приятное - регулярное выполнение религиозной практики оберегают человека от мер экстренного хирургического вмешательства, которые Аллах по Милости Своей применяет к рабам Своим, чтобы спасти их, в надежде что они будут Ему благодарны.

 ***

Человек!

Проси о помощи только Аллаха. Ищи защиты и покровительства только у Него. Проси прощение и приноси покаяние только Ему, и может быть, Он даст тебе возможность исправить твои грехи, и ты не умрешь должником другим людям.

Соверши молитву и поблагодари Аллаха за то, что ты пока еще жив, здоров и можешь изменить свое положение.

Не жадничай, отдай закят. Не жди, пока Аллах, из Милости к тебе не лишит тебя здоровья, и ты будешь вынужден потратить все свои деньги на лечение.

Накорми бедных и неимущих, а если не можешь, то раздели вместе с ними их долю - голодай вместе с ними. А лучше и корми и голодай вместе с ними, и Аллаха за это много благодари. И  делай это не только в Рамадан, а постоянно.

Спеши в Хадж, отложи отдых в Турции на следующее лето. А вдруг на твоем сердце практически не осталось чистого места?! Может быть, следующий твой грех запустит процесс консервации твоего сердца, и ты окончательно перестанешь слышать свою совесть, и встанешь на путь самоуничтожения?!

Спеши в хадж! Может быть, во время обхода Каабы, Аллах тебе поможет, и твоя совесть пробьет грязь твоих грехов, и волна стыда за прожитые годы накроет тебя с головой?! Тебя вывернет наизнанку, и ты не сможешь сдержать своих слез, которые смоют с твоего сердца остатки грязи, и ты встанешь на прямой путь?! И может быть, твое сердце станет твоим верным соратником и сторожем, и если ты по старой привычке захочешь нарушить права других людей - оно не даст тебе это сделать, оно отзовется болью, и ты все поймешь.

И Господа своего за это поблагодаришь.  

Спеши в Хадж, может быть, для тебя это будет только началом…

Ринат Баткаев