Сегодня:
  • 14 мая 2021
  • 
  • 02 Шавваль 1442 г.

Местная религиозная организация мусульман г.Малоярославца

Ринат хазрат Баткаев - имам-хатыб города Малоярославца

  • Главная
  • Блог
  • О бедной общине замолвите слово или "каждый может что-то дать"...

О бедной общине замолвите слово или "каждый может что-то дать"...

За последние 20 лет в России построено большое количество мечетей, но, к сожалению, многие из них пустуют. Мечети строятся, в торжественной обстановке перерезаются ленточки, начинается проведение богослужений.

А через некоторое время мечети закрываются. Потому что содержать их некому... Денег нет и взять их неоткуда... Мы часто слышим, что в России проживает 20 000 000 мусульман. Цифра внушительная. Но почему же тогда мечети закрываются, если верующих так много?

Или вот другие, более конкретные примеры, из интернета: «В городе «A» по причине прекращения финансирования заморозили строительство мечети. Мусульмане города «B» обратились к губернатору области с просьбой выделить средства на продолжение строительства Соборной мечети. В городе «С» начинается благотворительный марафон по сбору средств на строительство мечети».

У мусульман нет денег. А раз нет денег, то нет и развития ислама.

И каждый из руководителей общин как-то пытается эту проблему решать: кто-то идет на поклон к спонсорам и меценатам, кто-то проводит благотворительные марафоны, кто-то рассчитывает на средства фондов. А между тем, у нас, у мусульман, есть замечательное и безотказное средство борьбы с проблемой недофинансирования – религиозное пожертвование, уплаченное членами общины, аккумулированное в общине и распределенное внутри общины на ее собственные нужды в соответствии с положениями Корана.

***

Корень финансовых проблем мусульманских общин нашей страны заключается в том, что большинство из российских мусульман мусульманами (с точки зрения их участия в общинной жизни) являются лишь номинально, поскольку не являются членами какой-либо мусульманской общины, а значит не несут какого бы то ни было морального и материального обременения по ее содержанию и развитию. А вот если бы они были членами мусульманских общин и несли прямую ответственность за их содержание, то тогда бы и цифра в 20 000 000 звучала и воспринималась бы несколько иначе. И многих проблем попросту не было бы.

В связи с этим встает задача выявления особенностей создания (или возрождения?) и развития института местных религиозных организаций мусульман в условиях современной России и выработки механизмов, способных обеспечить первичным религиозным объединениям мусульман устойчивый рост и процветание, и прежде всего - в и экономическом плане.

***

В настоящее время существуют две основные концепции финансирования деятельности религиозных общин: финансирование за счет добровольных пожертвований и финансирование за счет благотворительной помощи и целевых грантов фондов.

Безусловно, и первый и второй вариант финансирования являются благом. Но в них обоих есть один большой минус: ни жертвователи, ни муфтияты, ни спонсоры, ни грантодатели не могут гарантировать общине, что ее финансовые потребности будут удовлетворены в требуемом объеме. И пример многих общин, где приступали к строительству мечетей в надежде, что жертвователи и спонсоры будут стоять в очередь, но этого не произошло - тому яркое свидетельство.

Но есть третий вариант – финансирование общины за счет ее членов, то есть фиксированное членство с выплатой религиозного пожертвования (садака, закят) в кассу общины. (методика предложена Арсланом Садриевым)

При таком методе работы члены общины сами определяют цели и задачи организации, сами формируют смету расходов организации, сами финансируют и сами контролируют расходы организации. И тогда именно члены общины, а не прихожане и не спонсоры, и уж тем более не государство и не муфтий становятся гарантами финансовой стабильности, развития и процветания религиозной организации.

 * * *

Терминология

Для лучшего понимания логики дальнейшего рассуждения необходимо определиться с терминологией: что такое «закят» и что такое «садака». Это одно и то же, или это понятия разные? С моей точки зрения «закят» и «садака» - это синонимы, обозначающие одно – «оказание справедливости».

Поэтому, какой бы из этих терминов не использовался в данной работе, читающий ее должен понимать, что речь идет о канонической обязанности мусульманина совершать справедливость. Говорим «садака» или «закят», а подразумеваем - "оказание справедливости», потому что эта трактовка идеально соответствует одному из фундаментальных принципов Единобожия: «Все, что у меня есть, я получил от Всевышнего, на самом деле Он - подлинный хозяин моего достояния, и раз Он предписывает мне делиться с моим братом по вере, я должен делать это с радостью. И не имеет никакого значения, соответствует это моей натуре или нет».

Делиться материальными благами - это и есть одна из форм оказания справедливости.

К сожалению, среди мусульман России есть устойчивое мнение, что «закят» и «садака» – понятия разные: «закят» - обязательное пожертвование, «садака» - добровольное пожертвование. Вследствие этого сложилась ситуация, при которой практически все мусульмане в том или ином, как правило, очень незначительном размере, дают «садака» и лишь очень немногие - «закят».

И когда напоминаешь верующему о необходимости уплатить «закят», то довольно часто слышишь в ответ: «А что такое закят?»; «Закят? Я не богатый, у меня нет нисаба»; «Ну, я же даю садака, какой еще закят?»; «Закят в мечеть? Ну что вы, закят нельзя отдавать в мечеть! В мечеть – садака! А закят платят богатые - бедным!»

Одно дело, когда об этом размышляют с высоты книг по исламскому праву и совсем другое, когда сталкиваешься с этой проблемой, что называется, на земле... Поэтому, вопрос не праздный.

Я не согласен с разделением милостыни на «обязательную» и «добровольную» часть, вследствие чего беру на себя смелость предположить, что в исламе не существует понятий «обязательное» и «добровольное» пожертвование, а есть просто «пожертвование», как таковое. Которое по природе своей является действием обязательным, а вот размер его – добровольным, если иное не предусмотрено условиями социального договора между членами конкретной мусульманской общины.

И называется это пожертвование – «садака». Данная мысль основана на следующих словах Аллаха, который сказал, что:    

خُذْ مِنْ أَمْوَالِهِمْ صَدَقَةً تُطَهِّرُهُمْ وَتُزَكِّيهِم بِهَا وَصَلِّ عَلَيْهِمْ إِنَّ صَلاَتَكَ سَكَنٌ لَّهُمْ وَاللّهُ سَمِيعٌ عَلِيمٌ Коран, сура 9 «Покаяние», аят 103

«Бери из их имущества пожертвования, чтобы ими очистить и возвысить их. Молись за них, ибо твои молитвы – успокоение для них. Воистину, Аллах – Слышащий, Знающий», перевод Кулиева.

Данный аят часто берется в качестве довода в пользу обязательности уплаты закята. Но о чем говорит Всевышний в этом аяте, если смотреть на него с точки зрения вопроса терминологии милостыни: о «закяте» или «садаке»? Аллах говорит о том, что пожертвование (صَدَقَةً) очищает  (تُطَهِّرُهُمْ) и возвышает (وَتُزَكِّيهِم) человека. То есть в этом аяте Аллах прямо говорит о «садака».

إِنَّمَا الصَّدَقَاتُ لِلْفُقَرَاء وَالْمَسَاكِينِ وَالْعَامِلِينَ عَلَيْهَا وَالْمُؤَلَّفَةِ قُلُوبُهُمْ وَفِي الرِّقَابِ وَالْغَارِمِينَ وَفِي سَبِيلِ اللّهِ وَابْنِ السَّبِيلِ فَرِيضَةً مِّنَ اللّهِ وَاللّهُ عَلِيمٌ حَكِيمٌ Коран, сура 9 «Покаяние», аят 60

«Пожертвования предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый», перевод Кулиева.

А это - так называемый «аят закята», который устанавливает направления расходования, как у нас сейчас принято говорить «закятных средств». Опять смотрим на этот аят с точки зрения вопроса терминологии милостыни: о «закяте» или «садаке» идет речь? Аллах говорит о том, что: «Поистине, пожертвование (إِنَّمَا الصَّدَقَاتُ) бедным ….» То есть, в этом аяте Аллах опять прямо говорит о «садака», но не о «закяте».

Таким образом, предлагаю называть вещи своими именами, то есть так, как их назвал Всевышний в Коране: пожертвование (любое) – это «садака».

***

Концепция системы сбора, аккумулирования и распределения закята в общине.

Тезис: «Каждый мусульманин обязан быть членом какой-либо религиозной общины и, будучи членом этой общины, должен нести обременение по ее содержанию в виде уплаты своего религиозного пожертвования (закята) в ее бюджет».

В основе предлагаемой методики находится идея начисления и уплаты Закята, несколько отличающаяся от классической, согласно которой закят платит только тот, кто обладает нисабом (минимальным уровнем достатка). Автор полагает, что вопрос методологии расчета закята не является закрытым, поскольку в Кораническом откровении о суммах, ставках и принципах расчета религиозного пожертвования ничего не сказано.

Из чего можно сделать вывод, что решение данных вопросов Всевышний Аллах оставил на усмотрение самих людей. Следовательно: методологию начисления, сбора,  аккумулирования и распределения пожертвований можно считать элементом социального договора, условия и формы которого могут быть разными в зависимости от места и времени его заключения, но суть и смысл его должна строго соответствовать духу заповедей Всевышнего.

Поэтому, в дополнение к существующим способам расчета и выплаты религиозного пожертвования предлагается методика, основанная на принципе: «Каждый может что-то дать», согласно которой верующие очищают не накопленное ими имущество (доход за минусом расходов на существование), а сам доход (удел, рызк), которым Аллах щедро наделяет своих рабов,  то есть речь, в данном случае, идет о «безнисабности» закята.

В качестве же идеологической основы этой методики предлагается следующая мысль: «В каждом доходе (уделе) человека есть часть, которая не принадлежит получателю этого дохода (удела) – она принадлежит общине мусульман. И Аллах хочет, чтобы человек как можно быстрее расстался с этой частью, передав ее на нужды своей общины. И если обладатель дохода честно и смело очистит свое имущество от чужой доли, то Аллах, видя такое благочестие, умножит его удел многократно».

* * *

Базовые положения теории

Прежде чем перейти к детальному описанию методологии начисления, сбора,  аккумулирования и распределения Садака в общине необходимо ответить на три вопроса:

  • Кто должен платить?
  • Куда (кому) платить?
  • Сколько платить?

Кто должен платить?

Тезис: «Все. Потому что каждый может что-то дать». В Коране (сура Бакара, аят 3) Аллах описывает портрет идеального человека. По мнению Бога идеальным человеком является тот, кто «богобоязнен, верует в сокровенное, выстаивает молитву и из того, чем Аллах наделил его – расходует».

Ключевым для понимания предлагаемой концепции является последнее - «из того, чем Аллах наделил его – расходует». Из этого аята следует ответ на вопрос «кто должен давать Садака?»

Выплата Садака, то есть расходование своих ресурсов на одобряемые Аллахом цели - является правилом хорошего тона для человека, стремящегося к довольству Всевышнего. Следовательно, давать Садака – это значит делать то, чем Аллах будет доволен. А кто из верующих не хотел бы заслужить довольство Создателя?! Таких нет, каждый верующий человек стремится к этому. Поэтому давать Садака должен каждый, кто считает себя верующим человеком, ибо выплата милостыни приближает к довольству Всевышнего.

Возникает вопрос, а «бедные» и «неимущие», то есть те, кто согласно Корана (сура 9, аят 60) являются получателями милостыни, они что, тоже должны давать Садака?! Да, должны, потому что, если бы Аллах хотел освободить их от этой «повинности», Он бы прямо сказал о том, что «бедные» и «неимущие» могут не платить Садака. Но, так как по замыслу Творца выплата милостыни является не повинностью, а возможностью для человека приблизиться к Его довольству, то Он этого не говорит. Да, Аллах не таков, чтобы лишать своих рабов возможности обрести Его довольство. Люди сами себя лишают этой радости…

И если «бедного» человека Аллах по милости Своей наделил Садакой от другого «не бедного» человека, то значит этот «бедный» человек перестал быть «бедным» и может теперь поделиться своим благополучием с кем-то другим. Ведь он, «бедный», тоже стремится к довольству Того, к Кому будет его возвращение.

Таким образом, давать Садака (Закят) должен каждый человек. Это в идеале. И единственным препятствием на пути достижения этого идеала являются установки самих людей. Если бы каждый человек жил с идеей, что «все то, что окружает меня – это собственность Аллаха, а мне Он это дал лишь в доверительное управление, в надежде, что я буду хорошим распорядителем предоставленных мне ресурсов», то тогда люди стеснялись бы считать себя бедными и уклоняться от возможности обрести Милость Всевышнего.

Сколько платить?

Тезис: «Платить нужно столько, сколько нужно». Предположим, завтра утром каждый верующий проснется с осознанием того факта, что он – самый богатый человек в мире. И его будет распирать желание поделиться с окружающими своим благосостоянием. И тогда он неминуемо столкнется с вопросом: «Сколько отдать?», ведь Аллах не установил размера и ставок Садака, оставив этот вопрос на усмотрение самого человека.

Так что же делать тому, кто хочет отдать часть своего имущества на благие цели, сколько дать?! Концепция развития местных религиозных организаций дает ответ: «Дать нужно столько, сколько необходимо для покрытия потребностей общины, членом которой является плательщик Садака».

Куда (кому) платить?

Тезис: «Община – это лучшее место вложения Садака». Это самый легкий вопрос. Если мы примем за истину, что размер религиозного пожертвования определяется потребностями мусульманской общины, то вопрос «куда платить» решается сам собой – в общину, членом которой этот верующий является.

На Общем собрании верующие формируют бюджет общины и среди статей расходов прописывают те, смысловое значение которых соответствует духу Коранического аята (9:60): «Поистине, пожертвования предназначены:

  • для нищих и бедных
  • для тех, кто занимается их сбором и распределением
  • для тех, чьи сердца хотят завоевать
  • для выкупа рабов
  • для должников
  • для расходов на пути Аллаха
  • для путников»

Идея заключается в том, что мусульманская община аккумулирует милостыню, а затем перераспределяет ее на соответствующие нужды:

  • «для нищих и бедных» – это значит, что Садака может быть направлена на помощь неимущим членам общин, детским домам, больным, инвалидам;
  • «для тех, кто занимается их сбором и распределением» – это значит, что Садака можно направить на оплату труда сотрудников организации;
  • «для тех, чьи сердца хотят завоевать» - это значит, что Садака может быть направлена на организацию работы воскресной школы общины;
  • «для выкупа рабов» - это значит, что Садака может быть направлена на освобождение человека, находящегося в зависимости (рабстве) у той или иной жизненной ситуации, почему бы общине не оплатить операцию по пересадке донорской почки и тем самым выкупить брата по вере из рабства болезни и обусловленного ею гемодиализа?
  • «для должников» - это значит, что Садака может быть направлена на погашение долгов общины, возникших в процессе строительства мечети;
  • «для расходов на пути Аллаха» - это значит, что Садака может быть направлена на строительство и содержание мечети, на содержание имама общины;
  • «для путников» - это значит, что Садака может быть направлена на оплату обучения члена общины в исламском вузе, по окончании которого он вернется работать имамом в свою общину.

Такое вот, адекватное современным реалиям, прочтение слова Аллаха. И нет никаких затруднений с определением нисаба, расчетом сумм и поиском закятополучателей. И еще одно, очень важное преимущество предлагаемой схемы – уплата Садака в общину гарантирует целевое  расходование средств, потому что:

  • верующие сами определяют статьи и размер бюджета;
  • верующие сами исполняют доходную часть бюджета;
  • верующие сами исполняют расходную часть бюджета;
  • верующие видят своими глазами результаты своего труда;

 

Определение величины Садака

Теперь, после выяснения базовых положений, можно приступить к практической части, а именно к определению величины Садака, которую каждый из верующих в Единого Бога должен давать на богоугодные цели. Для этого введем два вида тарифов (способов расчета садака):

  1. Тариф "Стандартный" - тариф Садака равен величине «Членского взноса» в общину
  2. Тариф "Минимальная" - тариф Садака равен 1/40 от дохода (удела) верующего

Величина членского взноса определяется как ежегодное пожертвования на содержание общины, составляющие пропорциональную долю каждого ее члена от 50 % утверждённого Общим собранием годового бюджета (в идеале все 100% бюджета должны финансироваться за счет членских взносов)

  • Пример определения суммы Садака (членского взноса) по тарифу "Стандартный":
    • Сумма годового Бюджета организации – 720 000 рублей
    • Члены общины обязаны внести 50 % от Бюджета – 360 000 рублей
    • Количество членов общины - 30 человек
    • Сумма Закята: 360 000 руб. / 30 чел. - 12 000 рублей в год
  • Таким образом, сумма Садака (обременения) составляет:
    • В год - 12 000 рублей
    • В месяц – 1 000 рублей

12 000 рублей в год с человека – сумма не маленькая, и, как могут сказать члены общины: «Сумма очень большая, не все смогут осилить ее выплату, сумму надо снижать».  Да, сумма не маленькая и ее надо снижать. Вариантов снижения - два:

  • Сокращение бюджета расходов организации
  • Увеличение количества членов организации

Принимая во внимание тот факт, что Бюджет утверждается по результатам обсуждения и все то, что можно сократить уже сокращено, есть только один инструмент снижения финансовой нагрузки – «увеличение количества членов организации». Чем больше членов, тем меньше сумма Садака с человека.

Возможно, что среди членов общины будут пенсионеры, которые просто физически не смогут оплатить начисленный им размер Садака. Нет проблем, пусть заплатят по тарифу "Минимальный" - 1/40 часть от доходов. Если пенсия 5 000 рублей, то Садака – 125 рублей.

Если же среди членов общины найдутся те, кто не могут платить Садака даже в столь мизерном размере, то пусть платят столько, сколько пожелают. Нет принуждения в религии.

Или пусть придут и полы, окна помоют в мечети. Снег почистят. Мечеть посторожат.

Ну а если член общины совсем не имеет никаких доходов и при этом снег чистить тоже не может, то тогда он имеет право написать заявление на освобождение от уплаты Садака. Община возьмет «бедного» на содержание, и он станет получателем пожертвования. А когда «бедный» получит пожертвование, то он, будучи благодарным Аллаху, с радостью отдаст в общину 1/40 часть от полученной им суммы.

Выплата Садака с Садака – это высший уровень религиозной культуры человека. И когда люди достигнут такого состояния, то бедных не будет, потому что каждый будет считать, что есть тот, кто живет хуже, а значит нуждается в твоей помощи.

Таким образом, концепция управления средствами Садака на уровне первичной религиозной организации мусульман (общины) базируется на следующих принципах:

  • Садака и Закят – это одно и то же явление, обозначающее собой пожертвование, уплата которого обязательна по сути своей, а размер его - доброволен, если иное не предусмотрено условиями социального договора между членами конкретной общины.  
  • Уплата Садака – это не повинность, это возможность для верующего обрести довольство Аллаха, поэтому не платить Садака – себе дороже.
  • Размер Садака не является случайным или неизвестным значением, он является объективной величиной и определяется потребностями мусульманской общины, то есть, размер Садака – это предмет социального договора между членами общины.
  • Садака уплачивается в мусульманскую общину, которая привлекает, аккумулирует средства и направляет их на достижение своих уставных целей.
  • Если член общины не в состоянии оплатить начисленную ему сумму Садака, то он платит столько, сколько может. Недостающие средства должны быть выплачены другими членами общины, в противном случае придется сокращать бюджет расходов.
  • Стандартный размер Садака равен величине членского взноса, утвержденного на Общем собрании организации. Минимальный размер Садака составляет 1/40 часть от всех доходов, полученных членом общины за отчетный период.
  • Неимущие члены общины освобождаются от обязанности платить Садака и становятся ее прямыми получателями.

* * *

И еще одна мысль в контексте "1/40" и принципа "Каждый может что-то дать"

  • По данным переписи 2002 года в России проживает 14 500 000 мусульман (на самом деле нас намного больше, но не суть важно, поэтому поверим официальной статистике).
  • По статистическим данным 2007 года возрастной состав граждан России:
    • 0 - 19 лет - 22 %
    • 20 и выше - 78 %
  • Применим данную статистику к мусульманскому населению и получим:
    • 0 - 19 лет - 3 259 000 человек
    • 20 и выше - 11 241 000 человек
  • Будем вот этих 11 241 000 человек считать потенциальными плательщиками закята
  • Предположим, все они - "бедные" и имеют доход в 1 МРОТ - 4 330 рублей в месяц
  • Предположим, что все они готовы платить закят по тарифу "Минимальный" - 2,5%
  • И получаем следующие суммы Садака:
    • с человека в месяц – 108,25 рубля
    • с человека в год – 1 299  рубля
    • со всех мусульман России в месяц - 1 216 838 250 рублей
    • со всех мусульман России в год - 14 602 059 000 рублей

В том то и заключается Божий промысел, что если каждый из нас пожертвует на нужды своей общины (а по сути на нужды Ислама) хотя бы мизерную часть своих доходов, то на выходе будет очень даже не маленькая сумма.

 

А вот и ответ на вопрос "Как и на какие средства Ислам в России развивать?"

  • Создание общин: 11 241 000 человек - это 11 241 община (по 1 000 членов в общине).
  • 1 000 членов общины - это 1 299 000 рублей Садака в год при самых плохих раскладах.
  • 1 299 000 рублей - для местной религиозной организации это очень достойный бюджет.

Поистине, милость Аллаха безгранична. А нам, мусульманам, надо только научиться не обманывать и перестать ждать, когда кто-то за нас наши проблемы решит. Желающим создать общину мусульман рекомендую ознакомиться с работами Арслана Садриева, автора методики финансирования общины через членские взносы.

Ринат Баткаев